Общие представления о движущих силах психического развития ребенка. Биогенетические концепции развития. Концепция рекапитуляции С. Холла. Теория К. Бюллера о трех ступенях детского развития. Психоаналитическая теория детского развития. Значение биогенетического подхода в понимании закономерностей психического развития.
Социогенетические концепции развития. Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Роль среды в психическом развитии ребенка и проблема приобретения нового опыта. Идеи Э. Дюркгейма о роли подражания в психическом развитии.
Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии (наследственности и среды) В. Штерна. Диалектические идеи А. Валлона и другие концепции. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального.
Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях Источники, движущие силы, внутренние и внешние условия психического развития. Противоречия в психическом развитии как движущие силы психического развития. Учет движущих сил и условий психического развития в обучении и воспитании.
|
|
Основные понятия: развитие психики, развитие личности, биогенетический подход, социогенетический подход, теория конвергенции, высшие психические функции, условия развития, движущие силы психического развития, обучение, зона ближайшего развития, сензитивные периоды.
Тема 3. Проблема возраста и возрастной