Понятие о способностях. Способности, знания, умения и навыки. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество - основные признаки наличия у человека способностей. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня.
Общие и специальные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Понятие об одаренности. Творческие способности, интеллект и креативность.
Условия и предпосылки для формирования способностей. Развитие способностей. Методы диагностики способностей. Проявления способностей в педагогической деятельности. Учет способностей учащихся в обучении и воспитании.
Основные понятия: задатки, способности, талант, гениальность, одаренность, общие способности, специальные способности.
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Зарождение психологии как науки. Представления о душе, сознании и проблема их изучения в истории психологии. Основные этапы развития психологии. Различные подходы к пониманию предмета психологии в истории становления психологического знания. Общая характеристика развития психологии в период античности, Средневековья, эпохи возрождения и в Новое время. Становление и развитие новых психологических школ на рубеже 19-20 веков: структурализм, функционализм, вюрцбургская школа. Психологические теории и направления первой половины 20 века: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, аналитическая психология К.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера. Основные психологические школы второй половины 20 века: гуманистическая, генетическая, когнитивная психология. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем на разных этапах развития психологии. Общий обзор развития психологии в России.
РАЗДЕЛ 3. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной