Тема 4. Обучающийся (ученик, студент) как субъект учебной деятельности

Учет возрастных особенностей учащегося в процессе обучения. Психические и личностные новообразования как ориентиры в определении специфики обучения и целей учебной деятельности. Младший школьник, подросток, старший школьник, студент - субъекты учебной деятельности.

Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости и трудностей в обучении. Мотивация учения. Внешние и внутренние мотивы. Мотивы "понимаемые и реально-действующие" (А.Н. Леонтьев). Широкие социальные, узко-личностные и учебно-познавательные мотивы (Л.Н. Божович). Приемы и способы активизации мотивационно-потребностной сферы учащихся на уроке.

Одаренные и способные школьники. Типология способных детей. Проблемы, с которыми сталкиваются одаренные и способные дети в школе. Организация обучения одаренных и способных детей.

Основные понятия: психологические новообразования, обучаемость, способности, одаренность.

Тема 5. Психология воспитания

Понятие о воспитании. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Соотношение понятий "социализация" и "воспитание". Взаимосвязь обучения и воспитания. Воспитанность и воспитуемость школьников. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Ценностные ориентации и их характеристика. Моральное развитие и усвоение культурно-исторического опыта людей в процессе воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Самооценка и ее воспитательное значение. Технологии воспитательных воздействий и их психологические основы. Организация самовоспитания.

Основные понятия: воспитание, метод воспитания, прием воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: