Мышление - процесс познания действительности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
Синтез – включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познания.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, второстепенных признаков, выделение общих и существенных.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Сравнение - мысленная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законом и свойств объектов.
Эмпирическое мышление - вид мышления, оперирующий наглядно-образными свойствами предметов и явлений в ходе их сравнения и классификации.
Дедукция – движения знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.
Индукция - движение знания от единичных утверждений к общим положениям.
Суждение – одна из логических форм мышления, отражающая связи между предметами и явлениями.
Умозаключение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
Речь – процесс общения людей посредством языка.
Язык (в психологии) - система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.
Практический инструментарий:
методика для исследования установки на способ решения задач, «числовые ряды», аналогии, анаграммы, классификация предметов, понимание переносного смысла метафор и пословиц.
Рекомендуемая литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.:Просвещение, 1986. -С.98-100, 175-176.
2. *Леонтьев А.Н. Мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петровского. - М.: МГУ, 1981. - С.60-70.
3. Общая психология./А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - С.322-347.
4. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - С.40-50, 61-65.
5. *Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе.// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петровского. - М.: МГУ, 1981. - С.71-77.