Практическое занятие № 9. Тема: Психология познавательных процессов

Тема: Психология познавательных процессов. Воображение и творчество

Вопросы для рассмотрения

1. Воображение. Виды воображения и его роль в научном, техническом и художественном творчестве.

2. Основные функции воображения.

3. Основные операции воображения.

4. Методы исследования воображения.

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы, предлагаемые к самостоятельному изучению.

2. Выпишите понятия «воображение», «фантазия», «творчество».

Основные понятия

Воображение - процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий.

Галлюцинация – мнимое восприятие, возникающее в отличии от иллюзий восприятия вне непосредственного воздействия реальных предметов и явлений.

Агглютинация - создание новых образов на основе "склеивания" частей, имеющихся образов и представлений.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. А черты сходства выступают четко.

Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами.

Мечта - вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Творческое воображение - вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющих основу творчества.

Фантазия - наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создает не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

Практический инструментарий

Методики для исследования продуктивности воображения, его сложности и гибкости, степени стереотипности воображения, творческого воображения.

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1991.- С.3-25.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.-С176-177, 189-191.

3.Общая психология: / Под ред. А.В.Петровского.-М.,1986.- С.348-365.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии.-Ростов н/Д: Феникс, 1996.- С.49-50.

5. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. - М.: Изд-во "Институт практический психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - С.51-60.

Практическое занятие № 10

Тема: Эмоционально-волевая сфера личности

Вопросы для рассмотрения

1.Понятие об эмоциях и чувствах в психологии. Функции эмоций.

2. Эмоциональные состояния и их характеристика.

3. Виды чувств и их характеристика.

4. Проблема воли в психологии. Качества воли.

5. Структура волевого действия. Воспитание и самовоспитание воли.

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы, предлагаемые к самостоятельному изучению.

2. При подготовке к первому вопросу выпишите понятие «воля», рассмотрите основные стадии (или фазы) волевого действия: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 594. - (Серия «Мастера психологии»).

3. При подготовке к 4 вопросу особое внимание уделите волевым качествам и их характеристики.

4. Ответить на вопросы, предлагаемые к самостоятельному изучению.

5. Выпишите понятия «эмоции», «чувства».

6. При подготовке ко второму вопросу особое внимание уделите рассмотрению следующих теорий: теория Джемса – Ланге, теория эмоций Кеннона – Барда, теория Л. Фестингера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: