Память – запечатление, сохранение и воспроизведение человеком того, что было в его опыте.
Амнезия – нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях памяти.
Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным).
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.
Запоминание – обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти.
Механическая память – вид памяти как функция только повторения без установления ассоциативных или смысловых связей.
Смысловая память - вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых понятий.
Представление – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения.
|
|
Узнавание – опознание воспринимаемого объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту.
Эйдетизм – способность некоторых индивида к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.
Практический инструментарий
Определение объема кратковременной памяти по методике Джекобсона, исследование преобладающего типа запоминания, логическое имеханическое запоминание, исследование опосредованного запоминания с помощью методики пиктограммы, исследование непроизвольного и произвольного запоминания.
Рекомендуемая литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.- С.161-174.
2. *Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.// Хрестоматия по психологии. Под ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - С.263-269.
3. Общая психология. / А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; По ред. проф. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1986. - С.291-321.
4. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.- С.19-31.
Практическое занятие № 8
Тема: Психология познавательных процессов. Мышление и речь
Вопросы для рассмотрения
1. Понятие о мышлении как отражении существенных свойств действительности в опосредованной и обобщенной форме.
2. Виды мышления и основания их классификации.
3. Основные логические операции мышления.
4. Основные процессы мышления.
5. Понятие интеллекта. Коэффициент интеллекта.
Методические рекомендации:
|
|
1. Ответить на вопросы семинара.
2. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): мышление, абстракция, классификация, аналогия, репродуктивное мышление, творческое мышление.
3. Законспектируйте статьи к семинару.
4. При ответе на вопрос 4 составьте и заполните таблицу «качества мышления»:
№ | Качества мышления | Характеристика качеств мышления |
Быстрота мышления | ||
Самостоятельность мышления | ||
Гибкость мышления | ||
Глубина мышления | ||
Последовательность мышления | ||
Критичность мышления | ||
Осознанность мышления |
Выполните задания на самопроверку.