Основные понятия. Память – запечатление, сохранение и воспроизведение человеком того, что было в его опыте

Память – запечатление, сохранение и воспроизведение человеком того, что было в его опыте.

Амнезия – нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях памяти.

Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным).

Мнемотех­ника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Запоминание – обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти.

Механическая память – вид памяти как функция только повторения без установления ассоциативных или смысловых связей.

Смысловая память - вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых понятий.

Представление – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

Узнавание – опознание воспринимаемого объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту.

Эйдетизм – способность некоторых индивида к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.

Практический инструментарий

Определение объема кратковременной памяти по методике Джекобсона, исследование преобладающего типа запоминания, логическое имеханическое запоминание, исследование опосредованного запоминания с помощью методики пиктограммы, исследование непроизвольного и произвольного запоминания.

Рекомендуемая литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.- С.161-174.

2. *Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.// Хрестоматия по психологии. Под ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - С.263-269.

3. Общая психология. / А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; По ред. проф. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1986. - С.291-321.

4. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.- С.19-31.

Практическое занятие № 8

Тема: Психология познавательных процессов. Мышление и речь

Вопросы для рассмотрения

1. Понятие о мышлении как отражении существенных свойств действительности в опосредованной и обобщенной форме.

2. Виды мышления и основания их классификации.

3. Основные логические операции мышления.

4. Основные процессы мышления.

5. Понятие интеллекта. Коэффициент интеллекта.

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы семинара.

2. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): мышление, абстракция, классификация, аналогия, репродуктивное мышление, творческое мышление.

3. Законспектируйте статьи к семинару.

4. При ответе на вопрос 4 составьте и заполните таблицу «качества мышления»:

Качества мышления Характеристика качеств мышления
  Быстрота мышления  
  Самостоятельность мышления  
  Гибкость мышления  
  Глубина мышления  
  Последовательность мышления  
  Критичность мышления  
  Осознанность мышления  

Выполните задания на самопроверку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: