Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются уче­ные, исследуя процесс возрастного развития ребенка, состоит из нескольких блоков методик. Часть методик в возраст­ной психологии заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психо­логии.

Из общей психологии в возрастную пришли все методы, кото­рые используются для изучения когнитивных процессов и лич­ности ребенка. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, вни­мания, памяти, воображения, мышления и речи.

Дифференциальная психология обеспечивает психологию воз­растного развития такими методами, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Осо­бое место среди этой группы методов занимает метод близне­цов, получивший широкое применение в возрастной психоло­гии. При помощи данного метода исследуются сходство и раз­личия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии — об органиче­ской (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Из социальной психологии в психологию возрастного развития пришла группа методов, посредством которых изучаются меж­личностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. В дан­ном случае социально-психологические методы исследования, применяемые в возрастной психологии, также являются, как правило, адаптированными к возрасту детей. Это — наблюде­ние, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

ЛЕКЦИЯ 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития в психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: