Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе, которого человек вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. При этом нужно указать, что нормы поведения, нормы морали, убеждения бывают очень разными. Они определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе, культуре.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация или стадия адаптации (рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). Включает в себя стадию еще неустойчивого мировоззрения и характера подростка. А юношеский возраст (18 - 25 лет) характеризующейся как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
|
|
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Период | Ведущая деятельность | Ведущая сторона социализации |
1. Младенчество (0-1г.) - этап «доверия к миру» | Эмоциональное общение с взрослыми | А - освоение норм отношения между людьми |
2. Раннее детство (1-3г) - этап «самостоятельности». | Предметная деятельность. | Усвоение общественных способов деятельности с предметами |
3. Дошкольное детство (3-7 лет) - этап выбора инициативы | Игра | Освоение социальных ролей. |
4. Младший школьный возраст (7-11 лет) - этап ученичества | Учебная деятельность | Освоение знаний, развитие интеллекта. |
5. Подростковый возраст (11-14 лет) | Общение со сверстниками | А - Освоение норм отношений между людьми |
6. Юношеский возраст (14-18 лет) - этап самоопределения | Учебно-профессиональная деятельность | Б - Освоение профессиональных знаний умений |
7. Старшая (поздняя) юность (18-25) | Трудовая деятельность, профессиональная учеба | А, Б - Освоение норм отношений и профессиональных знаний. |
8. Этап зрелости |