Социализация личности. Периодизация социального развития

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе, которого человек вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. При этом нужно указать, что нормы поведения, нормы морали, убеждения бывают очень разными. Они определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе, культуре.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). Включает в себя стадию еще неустойчивого мировоззрения и характера подростка. А юношеский возраст (18 - 25 лет) характеризующейся как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Период Ведущая деятельность Ведущая сторона социализации
1. Младенчество (0-1г.) - этап «доверия к миру» Эмоциональное общение с взрослыми А - освоение норм отношения между людьми
2. Раннее детство (1-3г) - этап «самостоятельности». Предметная деятельность. Усвоение общественных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3-7 лет) - этап выбора инициативы Игра Освоение социальных ролей.
4. Младший школьный возраст (7-11 лет) - этап ученичества Учебная деятельность Освоение знаний, развитие интеллекта.
5. Подростковый возраст (11-14 лет) Общение со сверстниками А - Освоение норм отношений между людьми
6. Юношеский возраст (14-18 лет) - этап самоопределения Учебно-профессиональная деятельность Б - Освоение профессиональных знаний умений
7. Старшая (поздняя) юность (18-25) Трудовая деятельность, профессиональная учеба А, Б - Освоение норм отношений и профессиональных знаний.
8. Этап зрелости    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: