Психосоциальные стадии развития эриксона

Эриксон ввел понятие групповая «идентичность», которая образуется с первых дней жизни ребенка. Вначале ребенок постоянно ориентирован на определенную социальную группу, понимает эту группу как мир. Но постепенно у ребенка формируется эгоидентичность, чувство устойчивости и непрерывности своего Я. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста и задачами общества. На каждой стадии человек переживает психосоциальный кризис, соответствующий возрасту.

На стадии младенчества (0-1 г.) главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, укачивает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричать, не звать, так как ребенок уверен, что мать придет и сделает то, что нужно).

Кризис связан с тем, удовлетворяется или нет основные физиологические потребности ребенка. Динамика развития доверия зависит от матери. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях.

Если мать тревожна, уделяют мало внимания (как пример, ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка и недоверия к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки. Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется стыда. Если родители с пониманием помогают ребенку контролировать естественные отправления, то он получает хороший опыт автономии. Слишком строгий контроль приводит к страху и сомнениям, излишней в будущем, например, педантичности.

В возрасте 3 - 5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, в этом возрасте происходит его самоутверждение.

Игра становится очень важной для развития ребенка, формируется творчество. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Если ему позволяют осуществить планы, которые он строит, это способствует возникновению чувства инициативы. Но, если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологическую культуру. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, у него развивается вкус к работе. Неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, даже отчаяния, потери интереса к учебе.

При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний. Происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я - центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если же не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

Эриксон считал, что «как решено на 1-й стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала. Переход от одного периода к другому - это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда - происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: