Психическое развитие ребенка младенческого возраста

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает спо­собность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти.

Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:

1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с не­живыми предметами. Он включает в себя:

А. Стадию операционной консолидации (1—4 месяца). Ребенок при помощи простых движений глаз или рук пытается восста­новить эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или в эмоцио­нальном плане. В каждом таком случае ребенок своими движе­ниями стремится восстановить прежние ощущения.

Б. Стадию операционной координации (4—8 месяцев). Заметив интересное движение чего-либо, младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В данном случае помимо движения, произведенного самим ребенком, воз­никает реакция слежения за этим движением.

В. Бифокальная координация (8—12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объ­екта. Если перед 4—8-месячным ребенком поста­вить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8—12-месячный ребенок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барье­ром и целью, предвидит результат действия

Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). Здесь проявляется способность совершать движения с объектами средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех руч­ных движений, которые необходимы для непосредственного до­стижения цели.

Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движе­ний органа зрения, а также движений, связанных с едой и пить­ем, социальным взаимодействием и речью.

Параллельно у де­тей формируются структуры, относящиеся к взаимодействию, с людьми, особенно способы невербального общения ребенка с взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом процессе.

Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окру­жающими людьми. Они содержат:

А. Операционную консолидацию (1—4 месяца). К концу этой стадии ребенок замечает отклонения от привычного для него поведения матери и прилагает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получается, то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим.

Б. Операционная координация (4—8 месяцев). Ребенок совер­шает намеренные действия для того, чтобы с их помощью при­влечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т.п.).

В. Бифокальная операционная координация (8—12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координиру­ются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка одновременно сосредо­точивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке).

Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интерес­ных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

К концу первого года жизни относятся первые признаки на­личия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллек­та. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практи­ческих действиях используют элементарные свойства и отно­шения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непос­редственно связан с началом развития речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: