Стратегия формирования психики - стратегия интериоризации

Согласно современной (деятельностной) психологии, для того чтобы сформировать у человека заданное психологическое образование (образ, понятие), необходимо, прежде всего, выделить ту деятельность, которую это понятие обслуживает, где такие понятия формируются в процессе развития деятельности. Понятия адекватно могут быть даны человеку только тогда, когда вводятся в функции обслуживания определенной деятельности.

Таким образом, первая задача педагогического психолога состоит в том, чтобы найти (построить) такую деятельность, при выполнении которой необходимо употребление заданного (к формированию) понятия. Но деятельность можно подвергнуть объективному описанию (анализу), в процессе которого необходимо выделить совокупность условий (знаний, являющихся условием правильного выполнения действия, объективных ориентиров), выполнение которых влечет за собой правильное выполнение деятельности. Эти условия соответствуют заданию полной ориентировочной основы деятельности (своеобразное умственное основание деятельности). Через решение задач с опорой на эту ориентировочную основу (т. е. использование ее для выполнения деятельности на различном материале) формируется совокупность правильных ориентиров. Поскольку деятельность систематически воспроизводится, ориентировка постепенно сдвигается к внутреннему плану (и таким образом становится психическим образованием). В ходе воспроизводства деятельности (и исполнительной, и ориентировочной) ориентировочная деятельность свертывается, автоматизируется, обобщается (поскольку задачи решаются на разном материале) и переносится во внутренний план (из внешнего, материального, плана деятельности через деятельность в плане речи). Когда психические свойства и навыки уже сформированы таким образом, они могут очень слабо осознаваться (выполняют­ся автоматически), наконец, выходить из-под контроля сознания.

Для практической реализации такой идеологии существенно учесть два принципа: 1) принцип ясного и однозначного описания деятельности (т. е. такого описания, по которому можно деятельность воспроизвести) и 2) принцип правильной организации формирования. Таким образом, основной задачей является задача описания деятельности: если деятельность описана, то по этому описанию можно ее исполнить и в ходе воспроизводства ориентировочной и исполнительной основы деятельности осуществляются процессы формирования способностей к данному классу деятельностей, процессы интериоризации (переноса во внутренний план) ориентировочной основы деятельности. Поэтому такую стратегию можно назвать также и стратегией интериоризации (Гальперин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: