Стратегия проблематизации и рефлексии

Исследуя различные типы деятельностей, можно заметить их существенную неоднородность по логическому содержанию и логической структуре. Эти логические конструкции можно расположить в определенной логической последовательности, так что каждая последующая предполагает предыдущую как свое условие. Для того чтобы понять существенное различие между структурами и способ их усложнения, необходимо ввести эти конструкции в объективную логику развития деятельности и знания. То есть искать проблемные ситуации, которые опосредуют появление новых структур деятельности. Поэтому, чтобы сформировать сложную деятельность, необходимо:

1) редуцировать ее до простой (элементарной, базовой) деятельности;

2) затем через моделирование серии проблемных ситуаций и их разрешения взойти до заданной сложной деятельности.

Проблемная ситуация — это ситуация затруднения деятельности. Для разрешения существенных проблемных ситуаций необходим акт рефлексии — выхода из деятельности и исследования затруднения извне, а затем критики своей деятельности и проектирования новой. Смысл рефлексии в том, что именно она позволяет взглянуть на себя извне. Таким образом, рефлексия — источник и фундаментальный механизм развития.

В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате осознается необходимость рефлексии, осмысления неудач. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства не соответствуют задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам, затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т. е. находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения.

Процессы осознания присутствуют в условиях каждой проблемной ситуации, и сознательное постижение проблемы только и открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, то рефлексия, напротив, членит это целое (например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности). Таким образом, осознание является условием рефлексии и мышления, поскольку оно дает понимание ситуации в целом.

Важнейшей педагогической задачей является конструирование особых базовых деятельностей, проблемных ситуаций в их функционировании и организации рефлексии. И такой путь обучения часто оказывается единственным, поскольку многому нельзя обучить прямо. Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное ее исследование, появляется новый навык, новая способность, причем объективно необходимая, а не как нечто случайным образом заданное к выполнению или усвоению. Наконец, развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека. Обучение и развитие осуществляется через практическую деятельность, затруднения, фиксируемые через проблемные ситуации, акты осознавания затруднении и проблемных ситуаций, последующую рефлексию, критику действий, проектирование новых действий и реализацию (выполнение) их. Только так организованное обучение обеспечивает развитие сознания обучаемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: