Педагогический акт как понимание и организация понимания

Существенным моментом работы педагога является коммуникация и понимание состояния ученика. Понимание значит систематическое становление на его внутреннюю точку зрения, понимание изнутри другого человека, т. е. работа с сознанием. С другой стороны, педагог должен также организовать и понимание себя, донести до ученика что-то важное с его точки зрения, но понимание не передается прямо, его можно добиться только на осознавании своего личного опыта (или организации такого опыта, если его не было). Педагогический акт (действие), таким образом, является коммуникативным, диагностическим актом.

Можно рассматривать педагогическую активность I) как оргуправленческую деятельность (т. о., средство управления учебной деятельностью) и 2) как понимание сознания ученика и организация понимания. В первом случае задачей является формирование (и развитие) деятельности (и уже в этом контексте, внутри этого целого возникают проблемы понимания), во втором случае задачей является развитие сознания (сознания как некоторой первоначальной целостности).

Развитие сознания учеников осуществляется в ходе 1) организации необходимого опыта, 2) организации осознания (понимания) его (но здесь важно то, что опыт этот подбирается под требуемые характеристики сознания, таким образом, опыт является только материалом для сознания), 3) синтез новых структур сознания.

Педагогическая функция организации осознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития. Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы в контексте идеи непрерывного развития: а) необходимо двойственное (извне и изнутри) описание генезиса развития знания, деятельности; б) в ходе проектирования развития необходимо совмещение этих двух точек зрения. Основанием проектирования учебного процесса может быть или заданная форма сознания, или задаваемые извне свойства деятельности, способности к деятельности и т. п.;

в) развитие знаний, деятельности можно описывать самостоятельно как извне, так и изнутри (извне это будет описание деятельности, ее развертывания в ходе введения проблемных ситуаций, рефлексивных выходов и т. п.; изнутри — это будет генезис форм сознания, их трансформации, преобразования друг в друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: