Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.

Образование — процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное образование.

Воспитание — целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений мировоззрения). Виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.). Обучение включает преподавание (научение) и учение (деятельность ученика). Принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения изучает дидактика.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов:

1) цель обучения (Ц) (для чего учить);

2) содержание учебной информации (С) (чему учить?);

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?);

4) преподаватель (П);5) учащийся (У).

Простая педагогическая ситуация состоит в организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной деятельности: деятельность учения ученика и организация этой деятельности педагогом. Педагог в этой ситуации должен построить представление о деятельности и транслировать его студенту, ученику. Ученик должен принять эту деятельность, войти в нее и, наконец, выполнить. Функции педагога, таким образом, состоят в создании представления о деятельности у ученика (самое простое здесь — демонстрация, осуществление деятельности самому, на себе) и в вовлечении ученика в деятельность, в результате чего ученик осуществляет ее. Наконец, педагог осуществляет контроль деятельности в исполнении (процессе) и в результате. Контроль, таким образом, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности. Если результат контроля отрицателен, все повторяется заново. Если возникает проблемная ситуация в связи с непониманием учеником задаваемого представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность членится на части, соответственно этапам вхождения и осуществления деятельности. Затем эти рефлексивные знания превращаются в нормативные. И снова педагог демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, организует контроль за вхождением и осуществлением деятельности, вовлекает в построение и т. д. Такова логика развития учебно-педагогической деятельности, ее можно проследить и далее, но механизм развития остается тем же: фиксация ситуации, затруднения, рефлексия и т. д., таким образом, механизм развития учебно-педагогической деятельности ничем принципиально не отличается от развития всякой практической деятельности. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею.

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, формы деятельности.

Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала. Если обучаемый не владеет еще определенными образами, понятиями и действиями, то учение надо начинать с предметной гностической деятельности, своими руками он должен осуществлять соответствующие действия, затем, выделяя и закрепляя их с помощью слов, он постепенно переводит их выполнение во внутренний план. Если же обучаемый уже владеет арсеналом исходных понятий и действий, то ему можно преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают, и какие действия с ними необходимы — на этом основано традиционное обучение методом сообщения и показа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: