Психология развития и психотехника педагога

Когда употребляют понятие развития, то всегда имеют в виду: 1) некоторую фиксированную целостность; по отношению к таковой говорят о развитии, 2) и эта целостность имманентно развертывается из самой себя. В психологии такой целостностью может быть только сознание. С психологической точки зрения, нельзя говорить о развитии деятельности, поскольку деятельность есть только момент сознания, одна из форм явления сознания; ни о развитии мышления, поскольку мышление есть определенный способ расчленения сознания и объективации его. Наконец, мышление не может самостоятельно развиваться без актов осознания (как, впрочем, и деятельность). Поэтому психология развития — это психология сознания (развития сознания). Вторым аргументом в пользу психологии сознания является следующий: человек систематически включается в различные предметности, но для того чтобы в них включиться, должно быть, некоторое внутреннее психологическое основание, внутренняя осмысленность. В одном человеке могут сосуществовать совершенно различные деятельности, типы мышления, причем они могут совершенно не пересекаться и не знать друг о друге, но важно, что все это существует в одном человеке. А если это так, то должен быть уровень, на котором это все осмыслено как некоторое тождество, некоторая психологическая самотождественность субъекта, изнутри которой и осмыслено данное многообразие предметностей. И таким уровнем психической жизни может быть только активность и структурность сознания. И если бы таких оснований сознания не было, то возникал бы систематический внутренний разрыв, расщепление личности. Развитие, поскольку это развитие сознания, может осуществляться только изнутри самого сознания. Можно вслед за Гегелем выделить три функциональные состояния развития 1) состояние «в себе бытие» или состояние тождества с собой, 2) состояние «инобытия», выхождения за пределы себя, во внешний социальный мир, где человек в зависимости от своего положения подчиняется закономерностям мира, различает себя через положение своего инобытия, и, наконец, 8) состояние «для-себя-бытия» как вхождения в себя из состояния инобытия с новым накопленным опытом. На этом цикл развития завершается. По отношению к сознанию инобытие является актом объективизации сознания, рационализации его.

Акт возвращения в себя, переход в состояние «для-себя-бытие», для сознания обозначает осуществление некоторого сознательного синтеза, синтеза в себя инобытного содержания, инородного сознания. Если такого психосинтеза не происходит, то могут возникать особые невротические состояния «болезни сознания», причем такого рода «болезни» являются необходимым моментом развития сознания (сравни: Достоевский, «Сознание это болезнь» и подобное у Гегеля, Фрейда, Выготского и т. д.), ибо точка начала осознавания есть проблемная точка разрыва сознания, а точка конца сознавания есть оппозиция привычного наличного бытия и данности сознания. Но поскольку такие «болезни сознания» — необходимые моменты развития сознания, то их необходимо знать и уметь управлять ими, в особенности это необходимо для педагога, который и занимается развитием. В этом смысле для педагога важно владеть рефлектированной психотехникой контроля за изменениями сознания. Одна из таких психотехник (совокупность приемов психологических воздействий на человека и вызывания психологических изменений) — техника по организации развития сознания — может быть описана по аналогии с мифологической нитью Ариадны, которая помогает Тезею выйти из лабиринта, т. е. «возвращает к себе». Это техника организации перехода от сознания к самосознанию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: