Теория поэтапного формирования умственных действий

Согласно теории П.Я.Гальперина, любое психическое действие в процессе своего формирования неизбежно должно пройти этап действования с предметом или его заменителем и лишь после этого, пройдя последовательно этапы громкой речи и «речи про себя», действие становится собственно умственным. Так, обучение ребенка арифметике начинается с активного формирования операций с внешними предметами (их перемещения, пересчитывания), которые затем преобразуются в речевые («счет вслух»), сокращаются, приобретают характер внутренних операций («счет в уме»).

П.Я.Гальперин выделил следующие пять этапов перехода внешней (материальной) деятельности с объектами познания во внутреннюю (умственную) деятельность:

а) предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориентировочной его основы; ученикам разъясняют цель действия, показывают как его выполнять.

б) собственное материальное действие обучаемых во внешней развернутой форме, исходя из примера;

в) внешнеречевой; проговаривание вслух (или письменно) каждой операции действия, которое осваивается, чтобы лучше его осознать;

г) этап "внешней речи про себя"; проговаривание всех этих операций про себя, чтобы лучше их запомнить;

д) умственный этап, с частичным сопровождением внутренней речи; вследствие многократного повторения действия, оно усваивается до степени автоматизма (переходит во внутренний план).

Такова общая схема формирования умственных действий, по мнению авторов указанной теории. Например, ребенок сначала производит фактическое сложение предметов, затем производит это же сложение, говоря вслух (но фактического сложения уже не производит), и, наконец, научается складывать «в уме».

Исследования П.Я.Гальперина показали, что решающую роль в формировании действия играет его ориентировочная часть. Выделено три типа ориентировочной основы действий (ООД).

Первый тип ООД характеризуется тем, что состав действий неполон, результат дается в готовом виде, в конкретной форме. (Учитель показывает конечный результат и способ его выполнения. Никаких указаний о том, как выполнять это действие, не дается. Учащийся путем проб и ошибок постепенно овладевает навыком выполнения данного конкретного действия). Очень медленный и непродуктивный тип обучения.

Второй тип ООД - дается полная программа последовательности всех действий (алгоритм); но дается в готовом виде и в конкретной форме, пригодной лишь для конкретного случая. Перенос действия за границы конкретных условий не осуществляется.

Третий тип ООД имеет полный состав действий; ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. Учащийся составляет ориентировочную основу самостоятельно при помощи общего метода, который ему дается.

Третий тип ООД вызвал к себе большой интерес исследователей так как показал большой развивающий эффект. По мнению Н.Ф.Талызиной (1993) данный тип ООД открывает пути формирования общих и специальных способностей. Так, в исследовании Н.С.Пантиной (1957) было показано, что если обучать письму с использованием первого и второго типов ООД, то формируется обычный механический навык письма. Если же использовать третий тип ООД, то формируется графическая способность, обеспечивающая учащимся успешное воспроизведение любого контура.

Опираясь на теорию П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызина выделила следующие этапы усвоения новых видов познавательной деятельности и входящих в нее новых знаний.

1-й этап - мотивационный. Задача учителя на этом этапе - обеспечить появление мотивов учения. Наиболее эффективным здесь является создание проблемных ситуаций.

2-й этап - ознакомление учащихся с деятельностью и входящими в нее знаниями. Для этого могут быть использованы лекция, беседа, демонстрация.

3-й этап - выполнение действий в материализованной форме. На этом этапе возможна работа с карточками при усвоении понятий, выполнение лабораторных работ и практических заданий.

4-й этап – внешнеречевой. Задачи решаются путем рассуждения вслух. Эффективна работа парами или небольшими группами. Для этого этапа должны быть составлены задачи, требующие применения усваиваемых знаний.

5-й этап - внешняя речь про себя. Индивидуальная работа, без опоры на схемы и модели, без рассуждений вслух.

6-й этап - выполнение действия в умственном плане.

Прохождение всех этапов обеспечивает эффективное усвоение материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: