Основные линии психического развития

Обучение играет важную роль в психическом развитии человека. Психологи по-разному определяют содержание развития. По мнению А.В.Петровского (1979) развитие человека в ходе обучения может заключаться в развитии знаний и способов деятельности, развитии психологических механизмов применения усвоенных способов и развитии личности, куда включена деятельность. Общими характеристиками развития, по Л.И.Анциферовой (1969), являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

Хотя развитие охватывает всю личность ребенка в целом, в этом процессе могут быть выделены некоторые основные линии. Так считается, что психическое развитие ребенка, как и целостное развитие человека, осуществляется одновременно по линиям:

- познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

- личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.);

- психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов и средств деятельности) (И.А.Зимняя, 1997).

Рассмотрим подробнее каждую из трех (интеллект, личность, деятельность) линий развития, учитывая, что в реальной действительности они неразрывно связаны друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: