Президенты, которые имели успех, начиная с Джеральда Форда, имели регулирующую реформу на своих экономических повестках. К середине 1970-х годов некоторые регулирующие усилия стали непопулярными, и таким образом, имелась некоторая политическая выгода для реформы. Но и популярное мнение, и процесс реформы получили их начальный стимул от академической работы, датирующейся концом 1950-х и 1960-х годов, которая была высококритична к характеру и выполнению большей части экономического регулирования.
Некоторые исследования нацелились непосредственно на теорию регулирования. Другие оценили работу определенных отраслей промышленности или агентств, которые их регулировали. Научная работа накапливалась с конца 1960-х и в течение 1970-х годов. Эта тема казалась последовательной. К 1981 г. два выдающихся экономиста, после изучения этой литературы, заключили, что «в эре, когда экономисты часто обвиняются в неспособности договориться о чем-либо», «мы находим соглашение в фактически единодушном профессиональном заключении, что регулирование цены и вложений на нескольких рынках с множеством фирм является неэффективным и должны быть устранено».
Такие результаты отвергли предположение, что регулирование существовало только с целью служения общественным интересам. Что касается его целей, кажется ясным, что большая часть федерального регулирования скорее уменьшает, чем увеличивает социальное благосостояние. Научные исследования различных регулируемых отраслей промышленности показали, что а) экономическое регулирование существовало в нескольких отраслях промышленности, где не было обнаружено никаких обоснований службе общест-
венным интересам, б) регулирование часто было ответственно и за локальную, и за производительную неэффективность, в) большая часть экономического регулирования была вдохновлена передистрибутивными мотивами. В нескольких отраслях промышленности прямая отмена госконтроля была рекомендована. В других была предложена модификация существующего регулирующего учреждения.
Если информированные ученые вдохновили движение реформ регулирования, которое взбудоражило Вашингтон в конце 70-х и 80-х годов, другие источники энергии были необходимы, чтобы ее поддерживать. Несколько событий подтвердили потребность в реформе. Пресса в достаточном количестве печатала ужасные истории о неправильности регулирования.
Регулирование цен в естественной монополии - не простой вопрос. Оценка предельных издержек эффективна, но предполагает возможность получения регулируемыми фирмами ненормированной прибыли. Даже оценка средних издержек не может максимизировать социальный излишек. В случае с производством одного товара, различные ценовые схемы дискриминации (например, тарифы с двумя частями) могут использоваться, чтобы привести цены близко к предельным затратам и даже позволят регулируемой фирме покрыть ее полные издержки. Избыточная потеря от оценки средних затрат может быть минимизирована, если используется оценка за ценность услуги; при этом подходе, цены изменяются согласно эластичности спроса с ценой устанавливаемой на уровне предельных издержек, когда спрос эластичен и на самом дальнем уровне от предельных затрат, когда спрос неэластичен.
Ценовое регулирование влияет на решения фирм относительно вложения капитала в производительность, и наоборот. Когда спрос не изменяется систематически во время дня (недели или месяца), оптимальная производительность может быть определена, в точке пересечения кривой спроса на товар и кривой предельных издержек в долгосрочном периоде (LMC). Если спрос изменится, цена повысится (или снизится), чтобы приравнять количество товара, на который есть спрос, к существующему производимому количеству, пока оптимальное количество производимой продукции не будет отрегулировано. Когда спрос изменяется во время дня, оптимальное количество производимой продукции может быть определено, при нахождении кривой спроса и производительности от отдельных кривых спроса на товар в пиковых и непиковых периодах и пересечения этой кривой с кривой LMC. Цены в каждом подпериоде могут быть найдены в точке пересечения кривой спроса в данном периоде и кривой предельных издержек в краткосрочным периоде.
Попытки дублировать результаты конкурентоспособных рынков через регулирование нормы отдачи, вызывают бесчисленные практические трудности и могут приводить ко многим неправильным стимулам подчиненных фирм. Определение соответствующих затрат на капитал и базовой нормы подчиненной фирмы - сложный и спорный вопрос, и ошибка в их оценке может привести к большим искажениям в распределении ресурсов. Что более важно, подход прибавки затрат к регулированию нормы может стимулировать фирмы тратить впустую (или платить слишком много за) факторы производства, переинвестировать в основной капитал, и, возможно, не спешить во введении новшеств. Были изобретены несколько схем для улучшения стимулов. Наиболее многообещающая попытка разъединить связь между позволенными доходами фирм и их затратами так, чтобы менеджеры были больше заинтересованы в сокращении затрат и оптимальных нововведениях.
Имеются три основных альтернативы экономического регулирования. Сторонники государственной собственности предприятий доказывают, что такие фирмы могут быть эффективной заменой частным фирмам и могут устранять дорогостоящий дополнительный слой бюрократического контроля по отношению к таким фирмам. Однако научные иссле дования предполагают, что государственные фирмы обременены существенными проблемами, касающимися стимулирования управляющих. Предложение франшизы стремится к упрощению экономического регулирования путем продажи на аукционах монополистических прав (на рынках, где это необходимо) фирмам, которые обещают потребителям лучшую комбинацию цены и качества. Однако этот подход приводит к некоторым практическим трудностям, когда затраты или технологии изменяются быстро. Наконец, плохое выполнение работы регулирующими агентствами и их подчиненными фирмами приводит к заключению отказаться от регулирования полностью в некоторых отраслях, предоставляя рыночным силам самим принимать решения.
Лекция 4. Рынок: конкуренция и эффективность
1.Формирование структуры рынка в Республике Казахстан.
2.Проблема монополии.
Формирование структуры рынка в Республике Казахстан
Начавшись в 1985 г. в СССР, перестройка положила начало переходному периоду от командно-административной к рыночной экономике. В течение этого периода должны были произойти радикальные политические и экономические реформы, сформироваться новое мировоззрение, и, кроме того, структура рынка, способная адекватно реагировать на все изменения, происходящие в обществе.
Как уже отмечалось, рынок - это такая структура, которая охватывает сразу несколько рынков, и каждый из них имеет свою организационную структуру. Рассмотрим состояние каждого из них в отдельности.
Во-первых, формирование рынка товаров и услуг. На сегодняшний день в Республике Казахстан этот рынок достаточно сформирован. Стоит только взглянуть на отечественные печатные издания, «пестрящие» разнообразной рекламой, предлагающей огромный ассортимент товаров и разнообразнейшие услуги. Однако тут хотелось бы заметить, что большинство предложенных товаров имеет неказахстанское происхождение.
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение населения в товарах данного вида. В связи с этим первоначально в изучении рынка производится анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка. Она определяется как соотношение спроса и предложения на продукцию, а также уровнем и соотношением цен. Рассмотрим это на конкретном примере.
С начала 90-х годов в г. Алматы появились автомашины импортного производства. С каждым годом их количество неуклонно росло довольно высокими темпами. Но сервис и продажа запчастей на эти машины у нас практически не были поставлены на должный уровень. Все поставки носили разовый характер. Частники больших поставок делать не могли, российские заводы большинство деталей, нужных для «иномарок», не производили. В этот момент и появилось несколько фирм, взявшихся за оптовые поставки этого товара. То есть конъюнктура рынка показала свободную нишу, куда сразу же устремились продавцы. На текущий момент рынок импортных автомашин несколько стабилизировался, выявились наиболее крупные поставщики, которые уже определили уровень цен по городу и распределили основные точки реализации, т.е. конъюнктура рынка сейчас показывает, что на этот рынок уже очень сложно войти новому продавцу.
Как отмечают исследователи, расслоение развивающихся стран по уровню развития было в значительной степени обусловлено различиями в осуществлении аграрных реформ. Именно благополучие аграрного сектора является одним из условий социально-экономического прогресса национальных хозяйств. Разрушительные процессы в этой ключевой отрасли - в значительной степени результат непродуманной экономической политики, преобладание краткосрочных целей над стратегическими. Так, благоприятная конъюнктура на зерновых рынках, определившая отраслевые приоритеты в этой сфере, отразилась на состоянии животноводства, потенциал которого фактически уничтожается.
Избирательная поддержка, оказываемая государством, международными финансовыми организациями, иностранным капиталом одним секторам экономики при невостребованности других, усугубляет присущие отечественной экономике и в дореформенный период диспропорции.
Правительство, ссылаясь на своеобразие нашего хозяйства, подчеркивает неизбежность подобного развития событий и его постепенное изменение с расширением инвестиционных возможностей экономики. Между тем индустриальные страны все меньше проявляют интерес к развитию сырьевых производств даже за пределами своих территорий. Так, японский капитал, интенсивно проникающий в Китай, участвует в производстве полуфабрикатов, комплектующих, в сборке, проигнорировав добывающие отрасли. В Казахстан же он привлечен в основном для разработки нефтегазовых месторождений, что, несомненно, свидетельствует о создании именно этой отрасли привилегированных условий.
Таким образом, государственное регулирование рынка товаров и услуг на сегодняшний день не отвечает требованиям экономики и практически не способствует развитию рыночной структуры.
Во-вторых, формирование финансового рынка, т.е. рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг представляет собой сложную организационно-экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических процессов.
Организационная структура рынка ценных бумаг Республики Казахстан включает в себя: участников рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевой и внебиржевой рынки, нормативно-правовую базу, государственное регулирование и саморегулирование рынка ценных бумаг и профессиональных участников.
Объективные и субъективные предпосылки формирования рынка ценных бумаг начали появляться в республике в конце 80-х - начале 90-х годов. Было принято множество законодательных актов, зачастую противоречащих друг другу, не имеющих достаточной правовой базы. Общее состояние рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 1 января 2000 г. можно охарактеризовать следующими основными показателями:
1. В Казахстане сформирована правовая инфраструктура, регулирующая порядок вы
пуска и обращения ценных бумаг, деятельность субъектов рынка ценных бумаг (профес
сиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов ценных бумаг, организаторов
операций с ценными бумагами, саморегулируемых организаций профессиональных уча
стников рынка ценных бумаг, институциональных инвесторов), а также определяющая
порядок и структуру государственного регулирования отношений, складывающихся на
этом рынке.
2. В необходимом и достаточном объеме в республике сформирована институцио
нальная инфраструктура рынка ценных бумаг, основу которой составляют брокеры-
дилеры (банки и небанковские организации), кастодианы, компании по управлению пен
сионными активами, регистраторы.
3. В Республике Казахстане создана и полноценно функционирует техническая инфра
структура рынка ценных бумаг, в основе которой ЗАО «Центральный депозитарий цен
ных бумаг» и ЗАО «Казахстанская фондовая биржа». Кроме этих организаций ее состав
ляющими элементами являются также брокеры-дилеры с лицензией первой категории
(с правом ведения счетов клиентов), общее количество которых на 1 января 2000 г. со
ставляет 42 (кастодианы и регистраторы).
Казахстанский фондовый рынок имеет перспективу развития, однако будет отличаться от иностранных рынков прежде всего:
1) рынком облигаций;
2) рынком первичных размещений ценных бумаг, ориентированных главным образом
на казахстанских институциональных инвесторов;
3) рынком, объем которого будет определяться объемами свободных ресурсов казах
станских институциональных инвесторов;
4) слабоспекулятивным рынком.
Возможные отклонения от данного прогноза зависят от общего развития отечественной экономики (т.е. от состояния эмитентов ценных бумаг и институциональных инвесторов) и от степени присутствия на казахстанском рынке иностранных портфельных инвесторов29.
На сегодняшний день казахстанский фондовый рынок представлен рынком государственных ценных бумаг и рынком корпоративных ценных бумаг. Первые выпускаются в целях погашения дефицита государственного бюджета и представлены Государственными казначейскими векселями, Государственными казначейскими облигациями, Национальными сберегательными облигациями Национального банка Республики Казахстан. Это -наиболее распространенный вид ценных бумаг, однако, когда происходит падение курса тенге, большую привлекательность представляют валютные облигации МВКАВМ-3, эмитируемые в объеме 3 млн долл. при сложившейся средневзвешенной ставке доходности на уровне 8,37%30.
Очевидно, что на сегодня обязательства в иностранной валюте являются единственным источником привлечения средств правительством на внутреннем рынке, в связи с чем эмитент не всегда может осуществлять операции на выгодных для себя условиях и снижать ставку вознаграждения.
На рынке корпоративных ценных бумаг обращаются ценные бумаги предприятий: акции и облигации. Причем если акции выпускаются со дня возникновения рынка ценных бумаг в Казахстане, то облигации корпораций до 1999 г. не выпускались.
К профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся брокеры, дилеры, а с недавнего времени в Казахстане начал функционировать депозитарий. Кроме того, сюда же можно отнести и независимых регистраторов.
Роль государства наиболее важна и сложна в деле становления фондового рынка, и здесь можно привести аналогию с известным врачебным принципом «не навреди». Основные формы государственного регулирования рынка ценных бумаг определены в Законе Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг». В нем же закреплены и механизмы саморегулирования.
В Казахстане действующая фондовая биржа одна - KASE. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется через уполномоченный на то орган - Национальную комиссию по ценным бумагам Республики Казахстан.
Рынок ценных бумаг республики отличается своей крайней неразвитостью. Теоретически он должен выступать мощнейшим инструментом инвестирования развития всей экономики, фактически же используется лишь для проведения спекулятивных операций и служит интересам регулирования бюджета нашего государства, т.е. для покрытия дефицита госбюджета и регулирования денежной массы. На настоящем этане развития мы должны применять иные методы регулирования с тем, чтобы дать развитие рынку ценных корпоративных бумаг. Только при развитом рынке ценных корпоративных бумаг можно ожидать притока внутренних и внешних инвестиций в достаточном объеме для быстрого развития экономики. Политика, которая проводится сейчас, главным образом ориентирована на уменьшение темпов инфляции, но она по своей сути является тупиковой, так как тормозит экономический рост и фактически лишь оттягивает инфляцию. Данная политика ведет к кризису неплатежей, ибо экономике не хватает денег. Проведенная пенсионная
реформа, которая якобы проводилась в целях увеличения инвестиций, - тоже инструмент этой политики. Так, 90% портфеля НПФ составляют ценные государственные бумаги. Рынок ценных корпоративных бумаг представлен в основном крупными компаниями.
Валютный рынок в целом испытывает примерно те же проблемы, но они выражены не настолько явно, поскольку политика Национального банка РК на валютном рынке носит циклический характер в отличие от его политики на РЦБ. Политика удержания валютного курса или политика управляемого валютного плавания прямо вытекает из нашей внешнеторговой политики. В целом она удовлетворяет требованиям стабильности и позволяет расширять международную торговлю в условиях открытой экономики. Важно, опираясь на опыт «новых индустриальных стран», проводить политику протекционизма совместно с фиксированием валютного обменного курса или привязкой его к доллару США и ползающей привязкой его к российскому рублю. Это позволило бы «закрыть экономику» и дать развиться национальному производителю, увеличились бы и прямые иностранные инвестиции.
Характеризуется валютный рынок следующими категориями: количество действующих на нем КБ (57), виды валют, по которым проводятся операции (37), количество и объем сделок.
В общем можно говорить о том, что монопольными потоками валюты обладает Национальный банк РК и шоковых изменений курса не предвидится. Коммерческие банки осуществляют в основном спекулятивные операции, доходность по которым составляет 150-300% против процентной кредитной ставки 35%, поэтому высокая доходность, низкая рискованность ведут к оттоку финансовых ресурсов из сферы производства в сферу финансового обращения, что имеет далеко идущие негативные последствия для экономики в целом.
В-третьих, создание и регулирование рынка рабочей силы и труда - самый сложный и деликатный вопрос в наших условиях. В самом деле, десятки лет утверждалось, что в СССР нет и не может быть рынка труда, так как считалось, что рабочая сила не отделена от средств производства, но теперь его создание становится императивом. Эта проблема становится исключительно актуальной уже в ближайшей перспективе. Недооценка рыночных отношений вообще и в сфере занятости в частности поставила страну в такое положение, когда просто нет исследовательской базы для определения социальной структуры безработных.
За 1998 г. расчетная численность занятого в экономике Республики Казахстан населения составила 6,3 млн человек, из них численность наемных (оплачиваемых) работников, занятых в основном на средних и крупных предприятиях - 3,1 млн человек; на малых предприятиях - 296 тыс. человек, кроме того, в крестьянских (фермерских) хозяйствах было занято около 270 тыс. человек, а более 2,3 млн человек - это самостоятельно занятое население.
Численность безработных, получавших пособие по безработице, достигла 149,2 тыс. человек. Уровень официальной безработицы в процентах к экономически активному населению на конец 1998 г. составил 3,7.
Всего за 1998 г. общая численность обратившихся в службы занятости граждан в поисках работы составила 537,3 тыс. человек, в том числе проживавших в сельской местности - 153 тыс. человек.
Среди стран СНГ, по данным Статкомитета СНГ, наибольшая численность официально зарегистрированных в службах занятости безработных на конец декабря 1998 г. распределилась следующим образом: Россия - 1929 тыс. человек; Украина - 1003,2 тыс. человек; Армения - 133,8 тыс. человек; Беларусь - 105,9 тыс. человек.
Рынок труда в Казахстане в первую очередь ощутил изменение структуры рынка товаров и услуг. В связи с тем, что рынок услуг, включая торговлю, на данном этапе развития имеет преобладающие позиции, возникла потребность в большем количестве профессионалов в области гуманитарных наук и меньшим - в области точных.
Одно из отрицательных явлений нашего периода - неразвитость профсоюзного движения, которое фактически существует лишь формально, не имея никакого политического и экономического влияния. Это ведет к дезорганизации рынка труда и полному господству работодателя.
Экономика Казахстана, начиная с 1996 г., вступила в важнейший этап рыночных преобразований. Ускоряются темпы приватизации государственной собственности, происходит становление и развитие частного сектора, создается конкурентная среда, продолжаются санация, реабилитация и банкротство государственных предприятий. Одновременно активизируется деятельность фискальных служб по сбору налогов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Параллельно завершается оптимизация сети и структуры социальной сферы, проводится коммунальная реформа, осуществляются реформы в системе государственного аппарата управления. Однако есть еще много нюансов, которые требуют детального переосмысления.
Какой в ближайшем будущем будет наша республика, в немалой степени будет зависеть от того, насколько эффективно товаропроизводящий сектор сможет адаптироваться в новых экономических условиях. Ни одна страна в мире не позволит, чтобы ее народ почти полностью одевался в чужую одежду из чужих тканей, носил чужую обувь. Ведь это означает, что, продавая у нас товар, зарубежные предприятия обеспечивают и рабочие места своему населению, и доходы в бюджет своему государству. На наши деньги они содержат свое образование, науку, культуру, оборону, правоохранительные органы. А наши текстильщики, швейники, трикотажники, кожевенники, обувщики, которые могут делать товары не хуже зарубежных, а зачастую и добротнее, остаются без работы. Да и как они могут конкурировать, если заграничные производители имеют и кредиты, и налоговую поддержку государства, и иную социальную среду. В этом направлении весьма актуальна проводимая сегодня политика, нацеленная на поддержку легкой отечественной промышленности, так как ее доля в общем объеме производства продукции за пятилетие сократи-лась с 16,5 до 3%". Данная политика направлена на уменьшение налогового бремени и привлечения средств зарубежных инвесторов. Аналогичная государственная поддержка других отраслей народного хозяйства позволит значительно улучшить состояние не только рынка товаров и услуг, но и рынка труда.
Правительством предпринимаются определенные меры по восстановлению воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве; однако, требуется не только возобновление жизнедеятельности этой отрасли, но и создание условий, обеспечивающих ее приоритетное развитие.
Кроме того, для оздоровления экономики необходимо: во-первых, умно распорядиться сырьевыми запасами. Во-вторых, приступить к созданию базы для развития технологий. И сегодня, наверное, уместно говорить о создании хотя бы втор ого-треть его пределов. Например, торговать не сырьем, но уже медной проволокой, готовым алюминием, строить нефтяные перерабатывающие заводы, с тем чтобы закрыть не только свою потребность,
но и иметь возможность продавать продукцию сопредельным странам, например приграничным регионам России, Китаю. В целях развития рынка ценных бумаг в Казахстане также предстоит решить ряд проблем:
• повышение требований к капитализации профессиональных участников рынка
ценных бумаг;
• создание эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей рынок;
• стимулирование концентрации торговли ценными бумагами на организованных
рынках;
• введение процедур сертификации инвестиционных консультантов;
• создание условий для поэтапной интеграции казахстанского рынка ценных бумаг в
международные рынки капитала;
• осуществление «прозрачности» рынка ценных бумаг.
Благодаря решению этих проблем произойдет стабилизация рынка товаров и услуг и финансового рынка, совершенствование их структуры и конъюнктуры, улучшится состояние рынка рабочей силы. То есть взаимозависимость всех типов рынков, составляющих рыночный механизм, налицо.
Далее хотелось бы осветить особенности развития и становления потребительского рынка в Казахстане. Потребительский рынок занимает особое место в системе рыночных отношений любого государства. На нем более полно проявляются закономерности спроса и предложения, конкуренции и маркетинга, цен и затрат. Потребительский рынок, в свою очередь, делится на рынок продовольствия и рынок непродовольственных товаров. Для Казахстана в силу невысокой покупательской способности населения в настоящее время наиболее важны закономерности формирования рынка продовольствия. Являясь наиболее «рыночной частью» товарного рынка, продовольственный рынок во многих странах находится под пристальным вниманием государства как обеспечивающий систему национальной безопасности.
Состояние пищевой промышленности в Казахстане продолжает оставаться сложным, хотя в отдельных отраслях и на некоторых предприятиях наметились положительные тенденции. Отечественные товары неконкурентоспособны, из-за несовершенства налоговой системы, что делает их дороже импортных. И это несмотря на то, что в стоимость последних входят транспортные расходы.
Основной проблемой в отраслях по первичной переработке сельскохозяйственного сырья остается его дефицит, низкое качество, а в пищевкусовых отраслях - низкий платежеспособный спрос. В производстве напитков и кондитерских изделий главный тормоз -реализация нелегально ввезенной или подпольно произведенной, фальсифицированной продукции, которая способствует созданию недобросовестной конкуренции, подрывает имидж национального производителя. Налаживание производства отечественных продуктов тормозится практическим отсутствием в республике тароупаковочной индустрии. В то же время в перечне предприятий-банкротов имеется несколько заводов по изготовлению тары.
Анализ потребительского рынка показал, что ситуация на нем не однозначная. С одной стороны, товарное наполнение рынка улучшилось. Сегодня рынок удовлетворяет потребности в товарах народного потребления самых разных слоев населения. С другой -наполнение рынка в значительной степени обеспечивается импортным завозом. Так, по товарам легкой промышленности импорт достигает 90%. Положение в легкой отечественной промышленности можно охарактеризовать как развал. По продовольственным товарам страна находится в одном шаге от потери продовольственной безопасности. В пищевой промышленности больше всего пострадали отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья из-за катастрофического положения в сельском хозяйстве, спада про- геводства в нем на 60%, развала системы закупок. Сельское хозяйство страны разорено, вельские жители относятся к беднейшим слоям населения. Вопреки мировой практике произошло резкое сокращение государственной поддержки сельского хозяйства.
Кроме того, резкую озабоченность у правительства должно вызвать нарастание теневого бизнеса в производстве, торговле - это подпольное производство, челночная торговая, контрабанда.
При этом статистика не позволяет достоверно оценить масштабы теневого оборота.
Сравнивая практику формирования рынка продовольствия в Казахстане и Японии, можно увидеть сразу, что эти страны по-разному решают проблемы данного вида рынка. В Казахстане функции координатора рынка продовольствия возложены на Государственную продовольственную корпорацию, которая в силу своей целевой задачи (закупки сельхозпродукции для государственных нужд) и отсутствия реальных финансовых ресурсов оказалось недостаточно приспособленной для решения этой основной задачи. Таким образом, оптовый рынок республики все еще находится в стадии становления.
Интересен опыт функционирования данного рынка в Японии. Парламентом Японии принят закон, обязывающий местные органы власти за счет собственных средств во всех городах численностью населения более 200 тыс. человек создать оптовые продовольственные рынки. В Казахстане аналогичный подход наиболее последовательно реализуется лишь в Алматы и в некоторых областных центрах.
Оптовый продовольственный рынок в Японии формируется как структура территориальной администрации, т.е. некоммерческая организация, лишь окупающая свои затраты. Регулирование оптовых рынков осуществляется на основе национального законодательства, а также правил торговли, разрабатываемых местной администрацией в соответствии с законами. В Казахстане таких законов нет.
В Японии оптовый рынок рассматривается как звено, содержащее производителя и потребителя, которое первое дает оценку произведенному продукту как товару, где цена определяется в процессе перемещения товара в реализованном рыночном потоке. Этот рынок служит инструментом, регулирующим спрос и предложение. Организующим началом на оптовом рынке сельскохозяйственной продукции является концентрация и монополизация спроса и предложения. Оптовыми покупателями выступают магазины, торговые центры, предприятия общественного питания, предприятия-переработчики и т.д. Промежуточным звеном между оптовыми продавцами и покупателями на рынке выступает брокер оптовой торговли, при помощи которого осуществляются сделки купли-продажи. Брокер оптовой торговли занимается оценкой продукции и доведением ее от оптового продавца к оптовому покупателю. Между оптовым продавцом, с одной стороны, брокером и оптовым покупателем, с другой стороны, заключаются договоры купли-продажи.
Торговые операции на оптовых продовольственных рынках Японии осуществляются в двух формах:
- закрытые торги;
- аукционные продажи (открытые торги).
При этом непременное условие проведения торгов - деление партий на стандартные лоты определенного количества и качества товара. Необходимым условием соблюдения и защиты прав потребителя в Японии являются сертификация и маркировка товаров. На предлагаемом к продаже товаре ставится бирка с указанием владельца, сорта и качества товара. Количественные и качественные характеристики товара, а также данные о производителе и продавце отражаются в карточках продаж. После заключения сделки оформляется договор купли-продажи, где указывается покупная цена, количество товара, покупатель и продавец.Цель организации оптовых рынков сельскохозяйственной продукции в Японии - оптимизация и упорядочение процесса реализации сельскохозяйственной продукции, обеспечивающие сохранность продукции и снижение уровня потерь.
Поставленная цель реализуется на основе государственных норм и правил местной администрации, поддерживающих высокий правовой статус данной структуры.
Один из важнейших рынков продовольствия - рынок зерна. Зерновое хозяйство играет большую роль в продовольственном фонде государств. Зерно - это главный продовольственный биржевой товар, цены на остальные продовольственные товары формируются в зависимости от цен на зерно.
В дореформенный период Казахстан был одним из крупнейших производителей зерна в бывшем СССР и поставок его в общесоюзный фонд. Зерно было профилирующей культурой почти на всей территории республики.
Историю развития зернового комплекса Казахстана за последние 50 лет можно условно разделить на четыре крупных аграрно-экономических периода (сдвига) производства зерна.
Следует отметить, что рост производства в первый период был достигнут за счет экстенсивного фактора - использования естественного плодородия почв. При этом почвозащитная роль живых растений утрачивается. В результате уже на 3-й год после ежегодной вспашки возникали пыльные бури.
Второй период (1961 - 1985 гг.) характеризуется ускоренной разработкой и внедрением приемов почвозащитного земледелия. Была разработана комплексная программа исследований по защите почв от ветровой эрозии, согласно которой сельское хозяйство оснащалось противоэрозионной техникой. В результате ветровая эрозия почвы была полностью предотвращена, а валовые сборы зерна выросли с 17,2 млн т после освоения целинных земель до 24 млн т в 1986 г., урожайность повысилась на 2,6 ц/га.
Третий период (1985 - 1990 гг.) началом внедрения интенсивной технологии возделывания зерновых культур. Под зерновые начали выделять минеральные удобрения. В результате широкой интенсификации урожайность зерновых за счет прямого действия несколько возросла (до 10,0 ц/га). В 1986 - 1990 гг. среднегодовое производство зерна составило 24,1 млн т, а объем экспорта - 4,6 млн т. В отдельные годы республика вывозила свыше 10 млн т.
В настоящее время (четвертый период) зерновой комплекс Казахстана испытывает глубокий кризис, вследствие которого сокращаются посевные площади под зерновыми, происходит деградация культуры земледелия. По сравнению с 1990 г. посевные площади под зерновыми сократились в 1997 г. на 33% и составили 15,6 млн га, а в 1998 г. - на 43% и соответственно 13,4 млн га. Происходящее в Казахстане сокращение посевных площадей под зерновыми осуществляется не по технолого-экономическим критериям, а спонтанно и в основном вызвано недостатком или отсутствием средств на проведение сезонных работ. Посевы зерновых сокращаются там, где имеются все условия для доходного их выращивания.
Валовой сбор зерна в среднем за год за период с 1994 по 1998 г., по предварительным данным, составил 11,2 млн т и снизился в 2,2 раза по сравнению со среднегодовым в 1990-1994 гг. Что касается производства пшеницы, то ее валовой сбор сократился почти на 40%. Причинами снижения производства зерновых стали как резкое сокращение посевных площадей, так и невысокая их урожайность.
- Проблемы монополии
Монополия (от греческих слов «монос» - один, «полео» - продаю) означает исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.
Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке.
Между тем монополия находится в весьма сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии: если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке.
Для того чтобы увидеть, какой вред монополия может причинить обществу, давайте рассмотрим простой пример. Рисунок 1.10 показывает кривую спроса D на предполагаемый товар, вместе с кривой небольшого дохода MR, полученный от него. Предположим, что каждый может производить и продавать этот товар по постоянной сумме за единицу С.
| С |
| О Q/t |
| Рис. 1..Конкуренция имонополия |
Теперь рассмотрим две ситуации. Первая, предположим, что существует сильная конкуренция на этом рынке. Войти в него очень легко, существует много продавцов этого товара, потребители хорошо проинформированы о товарах и продавцах, и никто из продавцов не старается искусственно повысить или снизить цены. При таких условиях известно, что цена будет снижена до Рс, равная С, и что единицы Qc будут производиться и потребляться. Некоторые покупатели могут, естественно, предпочитать продавать товары по высокой цене (и зарабатывать чистую прибыль). Но если какой-либо продавец попытается установить цену выше Рс, потребители попросту
персйдуг к другим продавцам, готовым установить немного низкие цены (и прибыль). Таким образом, кто-либо устанавливающий цену выше, чем Рс, не продаст продукцию. Если мы добавим общественную прибыль, связанную с каждой единицей на этом конкурентоспособном рынке, от нуля до Qc, наша общая общественная прибыль будет равна площади PCEG на рисунке 1.
Вторая ситуация предполагает, что нет конкуренции. Существует только одна единственная фирма и преграда для новых фирм, чтобы войти в рынок. В этом случае монополистический продавец, увеличивающий прибыль, не продаст единицы, для которой предельная стоимость, равная С, превышает предельный доход g, так как это сократит прибыль. Таким образом, монополист будет ограничивать выпуск до Qm (так как С > MR для курса продукции за Qm) и цена, которая будет очищать рынок от этого количества продукции, возрастает до Рт. Производственная прибыль, равная площади PcPmFH на рисунке 1.10, будет намного больше нормального уровня. Очень важно с экономической точки зрения, что общественные потери не были увеличены. Когда продукция сокращена монополистом от Qc до Qm, единицы, которые являются важнее для потребителей, чем обществу, для того чтобы произвести, не будут продаваться, потому что это не будет прибыльным для монополиста (или для объединенных фирм) продать их. В результате мы будем иметь общественную прибыль, равную площади FGH на рисунке 1.10. Это место общественного убытка связано с монополистическим поведением.
Может казаться интересным, что мы ограничили наше определение общественной потери от монополии до треугольника FGH на рисунке 1.10. А вообще-то, не является ли экономическая прибыль монополиста, равная площади PcPmFH, также убытком для потребителей? Ответ на этот вопрос, конечно же, утвердительный, но так как сумма излишков потребителей просто перемещена на монополиста производителя, то это не совсем общественная потеря. Хотя мы можем возражать перемещению, экономисты не определили их как потери продуктивности (эффективности).
Было потрачено много усилий, чтобы подсчитать в долларах общественные убытки, происходящие из-за монополии в экономике США. Первым сделать это попытался Арнольд Гарбергер", который подсчитал размер совокупности «треугольника убытка» (он равен площади FGH) для американской индустрии. Предполагается, что а) прибыль индустрии выше среднего курса прибыли монополий, б) спрос эластичен. А. Гарбергер пришел к выводу: исключение монополий в американской промышленности повысит национальный доход в среднем на 0,1%. Используя различные способы определения монополистической индустрии и оценки влияния монополии на цену, Давид Шварцман и Д.А. Воркестер36 (в разных исследованиях) также пришли к выводу, что убытки благосостоянии из-за монополии небольшие.
Однако более поздние подсчеты социальных издержек монополии достаточно высокие. В частности, эти более высокие оценки происходят от попыток исправить то, что видят авторы как методологические упущения в исследованиях А. Гарбергера. Давид Камсршен", например, сделал разные предположения об эластичности спроса в монополизированных индустрия* и пришел к выводу, что убытки благосостояния монополий могут достигать 6% национального дохода.
Невысокие оценки также произошли от понимания, что прибыль монополиста не может быть часто перенесена от потребителей к производителям. Идея, данная Гордоном Туллоком и Ричардом Познером38, такова, что большие ресурсы могут быть потрачены, чтобы получить и сохранить монополистическое положение, которое дает чистую прибыль. На рисунке 1.10 показано: если процесс приобретения монополии даст возможность фирме заработать экономическую прибыль (иногда называется монополистической рентой), равную площади PcPmFH на один период, фирма может согласиться потратить суммы в цепях получения монополии. Если эти прибшм можно заработать на более продленный срок, фирма будет готова потратить сумму потока «рент». Ясно, что трата ресурсов для достижения или сохранения монополистического статуса повышает социальную стоимость монополии, потому что такие ресурсы могли быть использованы для производства действующей продукции где-то еще.
Понятно, что оценка таких издержек является очень трудной задачей. Кейт Коулинг и Денис Муеллер39 попытались сделать подсчеты и также исправить недостатки в подсчетах стоимости благосостояния в трудах А. Гарбергера. Они пришли к мнению, что игнорирование монополии приведет к росту валового продукта на 13% в Соединенных Штатах и до 7% в Объединенном Королевстве.
Х-неэффективность. Некоторые исследователи предположили, что монополии затрачивают ресурсы еще и из-за невозможности контролировать издержки, как они контролировали бы их в конкурентных условиях. Идея в том, что высокоприбыльные монополии будут расточительны с затратами на производство и не будут искать новых путей в целях улучшения эффективности. Такое поведение было названо х-неэффективностью, для того чтобы отличить ее от неэффективности распределения ресурсов, которую обсуждали ранее40.
Любой, кто когда-либо работал в бизнесе, найдет концепцию неэффективности и интересной, и полезной, поскольку трата и неэффективность распространены в бизнесе, и насколько их больше, настолько крупнее фирма. Определить «действительные затраты» нелегко. Могло ли это быть ситуацией, когда поведение, которое стоит фирме X долл., будет в действительности стоить больше X долл., чтобы уничтожить продукцию, гарантируя, что работники не проводят минуту-другую после кофе-брейка болтая, в то время как они уже должны быть за своими рабочими местами. Улучшение продукции может быть возможным только после появления еще одного кадра, который должен руководить этими работниками. В таких случаях допускать вышеназванные «затраты» в действительности х-неэффективно! Действительная неэффективность будет затрагивать ситуацию, когда существует изменение эффекта себестоимости в статус-кво, но фирма, изолированная своей монополистической позицией, имеет неадекватную мотивацию, чтобы находить или принять его.
Определение такой неэффективности является проблемой, особенно когда трудно оценить его источник как потенциальную мотивацию. В результате идея (концепция) неэффективности имеет своих критиков. Джордж Стиглер писал, что «потенциальная мотивация могла бы заново перестроить историю. Если бы римляне активней попытались бы, они точно открыли бы Америку»
Несмотря на все это, практическое доказательство предлагает, что х-неэффективность существует. Исследователи сравнили издержки в производстве, где конкуренция преобладает в одних секторах и отсутствует в других. Они пришли к выводу, что конкуренция может сократить производственные издержки на 10% или более и ускоряет применение соответствующих технологий.
Ясно, что общественный интерес в том, чтобы избегать различных видов убытков (потерь) благосостояния, связанных с монополией. Это - цель антитрестовой политики, ведением которой занимаются два больших федеральных агентства (Антитрестовое подразделение Отделения правосудия и Бюро конкуренции Федеральной торговой комиссии), несколько государственных агентств и временами частные индивидуумы.






