Связанные проблемы: олигополия и естественная монополия

К этому времени читатели могли прийти к некоторым сомнениям об уместности пре­дыдущего обсуждения. На первый взгляд кажется, что не очень-то много примеров чест­ных монополий. Даже самые крупные американские корпорации имеют конкурентов: «ГВМ» соперничает с «Apple», «Дженерал Моторс» с «Фордом» и «Крейслером» (и с неко­торыми японскими фирмами), «Coca Cola» с «Pepsi». Когда мы находим фирмы, которые овладели рынком, такие как местные газовые, электрические и телефонные компании, час­то находим, что государство не стремится разрушать эти монополии, а даже оберегает их от конкуренции. Итак, что это все значит, и в чем эта «монополистическая проблема»?

Существует два ответа. Первый: относительно немногие рынки являются чисто моно­полистическими. Но экономисты давно поняли, что рынки с несколькими продавцами -олигополии - могут по разным причинам быть неудачными. Фактически наши волнения о монополистической проблеме - это волнения о степени, по которой олигополии произво­дят убытки благосостояния так же, как связанные с монополией. Второй: для одного про­давца будет иногда дешевле обслуживание всего рынка, чем делить рынок между двумя или более продавцами. Будет глупо настаивать на структуре конкурентоспособного рынка в этих случаях, но, наверное, будет еще глупее не заметить механизмы, которые могут ох­ранять нас от монополистического недопроизводства и повышения цен. Давайте рассмот­рим все моменты (более детальное обсуждение будет в дальнейших главах) и отметим возможные решения.

Олигополия. Как мы упомянули во второй главе, свойство кривых долговременных издержек может многое сказать о структуре их рынка. Например, оптимальный размер фирм (т.е. размер, при котором средние издержки преуменьшены) такой большой, что на рынке есть место для нескольких продавцов, где каждый продавец будет иметь значитель­ное влияние на рыночную цену. Такие фирмы, возможно, поймут, что их продукция и це­новое образование взаимодействуют, т.е. они признают свою взаимозависимость. У них дела пойдут лучше, если они все будут выпускать продукцию в меньшем объеме и по более высоким ценам, точно так же, как во время монополии.

Глядя на рисунок,предположим, что существуют три продавца (каждый с посто­янными издержками С) вместо одного. Ясно, что агрессивная конкуренция приведет цену вниз по Рс и экономическую прибыль каждой фирмы до нуля, обещает скудные вознагра­ждения по сравнению с соглашением не конкурировать. Если эти три продавца объединят ся и согласятся установить цену в Рт и ограничить выпуск по формуле (каждая производя Qm/З, например), каждый из них сможет заработать положительную экономическую при­быль. По конечно же, потребители и общество в целом будут страдать из-за такого сговора так же, как с чистой монополией: некоторые излишки потребителей (PcPmFH), уйдут к по­требителям, некоторая часть излишков (FGH) уйдет как убытки. В крайнем случае откры­тый сговор запрещен по антитрестовым законам. Понятно, что объявление чего-либо неза­конным не устранит полностью явление, но может препятствовать ему. В любом случае некоторые факторы делают сговор проблематичным, даже если являются законными. Объ­единенные фирмы могут иметь проблемы в том, как разделить рынок, особенно если из­держки непостоянные и одинаковые в фирмах. Если фирма решит эту проблему, она должна соблюдать свой сговор. Каждая фирма будет иметь сильный соблазн увеличить квоту бизнеса и получить для себя большую часть прибыли, обнаружить такое мошенни­чество может быть нелегко. Наконец удачный сговор может усилить вход на рынок, за­ставляя сговорщиков пересмотреть свое соглашение или действовать по-другому.

Олигополия подразумевает наличие нескольких продавцов. Олигополистический ры­нок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных компаний, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказы­вать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Например, автомобильная, сталелитейная промышленность, отрасли по производству табака, моющих средств явля­ются олигополиями.

Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, яв­ляются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздей­ствие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов.

Экономисты некоторое время изучали олигополию и теоретически, и практически. Зная о незаконности открытого сговора, они уделяли внимание путям, по которым олиго­полии могут дублировать монополистические последствия даже в отсутствие формального соглашения о цене и выпуске. Не все модели, которые разработали экономисты, пророчат, что будут общественные убытки на олигополистических рынках без формального сговора, но многие делают такие прогнозы. К тому же поведение фирм на рынках с относительно малым количеством продавцов приводит к внимательному осмотру со стороны антитрес-

товых властей.

На рынках такого вида дублированные естественные монополии сохранят значитель­ные ресурсы, если будут сторониться структур конкурентоспособного рынка и организу­ют производство в пределах одной фирмы. Опасение в том, что эта фирма будет вести се­бя как типичный монополист, ограничивая выпуск и поднимая цены, чтобы заработать положительную экономическую прибыль, навязывая убытки обществу. Что же делать? Наиболее простым ответом является экономическое регулирование, нацеленное на гаран­тию того, что цены естественного монополиста сохраняются ближе к производственным издержкам. Многие усилия потрачены на государственных и местных уровнях с различ­ными комиссионными и в бюро, контролирующими цены для «общественных услуг», считающимися естественными монополиями в пределах какой-либо определенной ры­ночной территории. Такое регулирование, однако, трудно выполнить. Те, кто регулирует, должны принять некоторые жесткие решения о соответствующих ценовых формулах для использования и бороться с проблемой. Как только цены фирм привяжут к издержкам, фирмы будут иметь стимул для проведения инфляции их издержек или нераспределения ресурсов. Возможно, в ответ некоторые государственные организации используют аль­тернативы для того, чтобы регулировать естественную монополию.

Казахстанская экономика унаследовала от бывшего Советского Союза неоправданный высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. Доктрина обобществления на практике отчасти реализовывалась не только в развитии внутриотрас­левых и межотраслевых связей и специализацией, но подчас и в политике гигантомании. Подобные сверхконцентрированные производства оказались производственно неэффек­тивными, что обнаружилось в высоких издержках производства и низком качестве про­дукции. Сверхкрупные компании получили возможность диктовать свои цены. Для укрепления законодательной базы в области антимонопольной политики Казах­стана, а в частности в сфере естественной монополии, в июле 1998 г. был введен в дейст­вие более целенаправленный и жесткий по отношению к предприятиям естественной мо­нополии Закон «О естественных монополиях». В связи со спецификой данной сферы и выделением естественной монополии из общего понятия «монополия», необходимость принятия такого закона была оправданной.

Основными целями Закона «О естественных монополиях» являются:

• определение правовых основ государственной политики регулирования цен и та­
рифов на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии;

• содействие развитию и совершенствованию условий производства и предоставле­
ния услуг (товаров, работ) в сфере естественных монополий.

Избыточная концентрация производства стала следствием и развала Советского госу­дарства, когда крупные узкоспециализированные предприятия оказались в положении чуть ли не единственного производителя соответствующей продукции в новых государствах и, следовательно, монополистами.

Монопольная власть позволяет устанавливать равновесную цену на уровне, нанося­щем ущерб потребителям и обществу в целом. Монополист присваивает потребительский излишек, устанавливая более высокие цены, чем те, которые сложились в условиях кон­куренции. Ограничение производства монополистом препятствует снижению издержек до уровня, возможного при большем объеме выпуска продукции. Оно порождает большие чистые потери. Распределение ресурсов между монополизированными и немонополизи- рованными отраслями оказывается неэффективным, по Парето. Из-за искаженного уровня цен и объема производства происходит неэффективное распределение совокупного спроса между монополизированными и немонополизированными сферами экономики. При ди рективной регламентации производства и реализации не было необходимости в специаль­ном антимонополистическом регулировании экономики. Со сменой модели хозяйствова­ния его приходится создавать заново.

Естественные монополии возникают в тех отраслях экономики, в которых оптималь­ный масштаб производства, обеспечивающий минимизацию издержек, близок к величине спроса. Естественная монополия складывается в средах с растущей экономией на масшта­бах производства, это подразумевает, что издержки производства снижаются по мере уве­личения объема выпуска. Освободившись от директивной узды, естественные монополи­сты используют свою власть на рынке в ущерб потребителям. Они стремятся назначить цены, превышающие не только предельные, но и средние издержки. Поскольку естествен­ную монополию устранять не выгодно, необходимо регулировать ее деятельность для за­щиты интересов потребителей.

В отраслях с растущей экономией на масштабе предельные издержки ниже, чем сред­ние. Регулируя цены и объем выпуска естественного монополиста, нельзя добиваться, чтобы цена его продукции была равна предельным издержкам, как это происходит в усло­виях совершенной конкуренции. При таком уровне цен без государственных субсидий производители в отраслях с растущей отдачей от масштаба несли бы убытки на каждой единице продукции, равные разнице между средними и предельными издержками. Поэто­му снабжение товарами и услугами таких отраслей часто берет на себя государство.

Лекция5 Рынок: конкуренция и эффективность

1. Антимонопольное законодательство в создании конкурентоспособного рынка

2. Антимонопольный комитет РК и его назначение.

Антимонопольное законодательство - сравнительно новое явление в Казахстане. В связи с этим мы не можем с полной уверенностью говорить об «эффективно работающем» специальном антимонопольном законодательстве. Антимонопольное законодательство в Казахстане не имеет такого огромного воздействия на экономическую жизнь общества, как в развитых странах мира. Но вместе с тем важно отметить и то, что в республике су­ществуют законы, указы Президента РК, постановления Правительства республики, кото­рые имеют огромную ценность как для общества в целом, так и для антимонопольных ор­ганов в частности.

Так, в пункте 4 статьи 26 Конституции Республики Казахстан указывается, что «каж­дый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использова­ние своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монопо­листическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается». Данное положение Конституции имеет неоценимое значение для всех, так как закрепляет право каждого на «свободу предпринимательской дея­тельности», т.е.:

• право субъекта предпринимательской деятельности начинать, вести и прекращать
ее в любой незапрещепной сфере и форме;

• право получать, использовать и передавать достоверную экономическую информацию;

• свободу от принудительной и юридически необоснованной деятельности как со
стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства (его органов);

• право на защиту интересов экономически слабой стороны в ходе хозяйственной
деятельности;

• право любого субъекта предпринимательской деятельности на обжалование реше­
ний и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц,
если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.

Далее пункт I статьи 39 Конституции Республики Казахстан гласит, что «права и сво­бода человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

Это положение Конституции также имеет немаловажное значение, поэтому в эконо­мической сфере «права и свободы человека и гражданина» охраняются «экономической прокуратурой» - антимонопольными органами.

11 июня 1991 г. в РК, с учетом мирового опыта в данной области, был принят первый специальный антимонопольный закон «О развитии конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности». Это свидетельствует о признании законодателями необходимости «поддержания и защиты самой конкуренции, являющей собой внутренний двига­тель всей рыночной системы».

Закон перечисляет такие формы недобросовестной конкуренции, как:

• недобросовестная предпринимательская деятельность;

• дискредитация предпринимательской деятельности конкурента;

• недобросовестные соглашения конкурентов;

• копирование внешнего оформления нужного товара;

• групповой бойкот;

• ценовой сговор;

• слияние конкурентов, результатом которого является возникновение монополиста
или ограничение конкуренции.

Но отсюда исходит один из главных недостатков данного закона — это то, что на прак­тике форм недобросовестной конкуренции намного больше. Вопреки традиционной точке зрения экономической теории, конкуренция и монополия не являются альтернативными понятиями. Это разные уровни развития рыночной экономики. Монополия - более высо­кий уровень. В процессе эволюции рыночных отношении монополизация рынка происхо­дит закономерно. Монополии вырастают из конкуренции, закономерно ведущей к конку­ренции производства путем горизонтальной и вертикальной интеграции, а также дивер­сификации производства,

В условиях рыночных отношений важное место принадлежит осуществлению мер го­сударственного регулирования сферы естественной монополии.

Указом Президента Республики Казахстан в июле 1998 г. введен Закон «О естествен­ных монополиях» и образован центральный исполнительный орган по регулированию данной сферы.

В соответствии с предоставленными полномочиями Комитетом Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции принят ряд норматив­ных документов, регламентирующих финансовую и иную деятельность естественных мо­нополий. Вопросы развития конкуренции нашли отражение в Законах «О защите прав по­требителей», «О защите частного предпринимательства», «О недобросовестной конкурен­ции», Указах и Постановлениях Президента РК, в Кодексе Республики Казахстан об ад­министративных правонарушениях, Уголовном кодексе, Постановлениях Правительства Казахстана и других законодательных и нормативных документах.

В пункте 2 статьи Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) указы­вается: «Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспе­чивает ее защиту и поддержку». Монополистическая и всякая иная деятельность, направ­ленная на ограничение [Или устранение законной конкуренции, получение необосно­ванных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не до­пускается (ст. 1, п.1).

В антимонопольной политике применяются и силовые меры. Так в Кодексе об адми­нистративных правонарушениях предусматривается, что «ограничение конкуренции, не­добросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением па рынке, а равно иное нарушение антимонопольного законодательства- влекут штраф...».

Реформы, проводимые в Казахстане в целях его развития, привели к изменению зако­нодательной базы,регулирующей деятельность монополий. Одним из таких изменений является Уголовный кодекс, в новой редакции которого предусматривается наказание за нарушение антимонопольного законодательства, чего не было в ранее действовавшем Уголовном кодексе Республики Казахстан.

Установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддер­жания единых цен, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 196, п. 1).

В отличие от предыдущих нормативных актов, определяющих порядок рационального расходования средств, эти документы регламентируют процедуры включения юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей в Государственный регистр.^еубъектов ес­тественной монополии. (Устанавливается порядок представления, рассмотрения, утвер­ждения и введения цен и тарифов на товары, работы и услуги и ответственность субъек­тов за нарушение 'государственной дисциплины цен.

Цель данных документов - обеспечить защиту как интересов потребителей, так и субъектов естественной монополии.

Согласно Закону РК «О естественных монополиях» регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется установлением цен (тарифов) и осо­бым порядком формирования затрат. Сейчас разработан новый особый порядок в соответ­ствии со стандартами бухгалтерского учета, утвержденный Министерством финансов Республики Казахстан.

В соответствии с проведенными тендерами ряд затрат учитывается при расчете тари­фов. В цены включаются затраты, связанные с нормативными техническими потерями, средства на техническое перевооружение и ремонтно-восстановительные работы (при на­личии документального технического подтверждения независимого эксперта о необходи­мости этих работ), суммы износа основных средств и амортизации нематериальных активов.

Не отрицая ценности существующего в Казахстане антимонопольного законодатель­ства, отметим, что необходимо внесение изменений и дополнений в действующие законы. Так, например, Закон «Об электроэнергетике», принятый Парламентом Казахстана после ряда изменений и редакции 16 июля 1999 г., устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области производства, передачи, распределения и использования электрической мощности, электрической и тепловой энергии.

Наблюдается тенденция к росту нарушений на рынке. По фактам нарушения антимо­нопольного законодательства более 3 тыс. раз применены меры антимонопольного регу­лирования, в том числе внесено 1623 предписания, 336 предостережений, 247 представле­ний. Проведено 236 заседаний административной комиссии, привлечено к администра­тивной ответственности 267 должностных лиц, взысканы штрафы.

Основную группу прецедентов составляют злоупотребления, допущенные хозяйст­вующими субъектами - естественными монополистами (вода, газ, тепло- и энергоснабже­ние, отдельные виды транспорта и связи, услуги аэропортов).

Чаще всего злоупотребляют хозяйствующие субъекты своим доминирующим положе­нием на рынке: препятствуют доступ на рынок других хозяйствующих субъектов, навязы­вают контрагенту такие условия договора, которые не относятся к предмету договора, ставят контрагентов в невыгодное положение по отношению к другим субъектам. Следует заметить, что хотя Закон «О естественных монополиях» четко определяет сферы деятель­ности, относимые к естественной монополии, он также и регулирует отношения, которые возникают на рынке услуг, товаров либо работ, связанных с существованием и деятельно­стью субъектов естественных монополий. К примеру, действие настоящего Закона не рас­пространяется на предприятия, которые осуществляют деятельность, отнесенную к сфере естественной монополии, но связанную с сооружением и эксплуатацией объектов, предна­значенных исключительно для собственных нужд. Тем самым Закон предусматривает регулирование и контроль не над всеми предприятиями, деятельность которых отнесена к сфере естественных монополий, а лишь над теми, которые осуществляют так называемую «внешнюю» деятельность по оказанию данного вида услуг или работ.

В ходе проверки территориальным антимонопольным органом Восточно-Казахстанской области областной дирекции телекоммуникаций установлено, что в дого­ворах с физическими и юридическими лицами на услуги городской телефонной связи не соблюдались условия равенства участников договора. Дирекция обязывала потребителей производить оплату по полному тарифу и в случаях нарушения телефонной связи не по вине абонента: физическим лицам - до 5 суток, юридическим - до 7 суток, что составляет от месячного тарифа 17 и 23%. В нарушение антимонопольного законодательства моно­полисты диктуют условия двойной ответственности по возмещению ущерба в случае не­своевременной оплаты услуг: в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования за каждый день просрочки и, кроме того, 10% от суммы просрочки за год.

В г. Алматы в ходе проведения проверок были установлены факты завышения цен на природный и сжиженный газ. В результате выявления необоснованно включенных затрат тариф на сжиженный газ изменился с 26,27 тенге за 1 кг до 22,98 тенге, или на 16%.

Проведенной антимонопольным управлением по Алматипской области проверкой вы­явлена также единая ошибка в нормах потребления холодной воды проживающими в бла­гоустроенных квартирах с горячим водоснабжением.

Антимонопольным комитетом постоянно осуществляется надзор за соблюдением ан­тимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами независимо от форм соб­ственности. При выявлении фактов нарушения хозяйствующим субъектам и государст­венным органам выдаются предписания, представления и предостережения.

В Казахстане рыночные отношения только начали складываться, на начальной стадии отмечалось много недоработок и нарушений, не было необходимой законодательной базы и т.д., но прошло достаточно времени для того, чтобы рынок благополучно «вжился» в экономические, производственные отношения нашей республики.

В сложившейся ситуации государством применяются такие методы управления, как метод согласования и контроля исполнения нормативных актов общегосударственного значения. Государство не вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность пред­приятия, а только следит за тем, чтобы не нарушались нормы и правила поведения на рынке. Государство в лице антимонопольных органов призвано защищать права и интере­сы потребителей в сфере экономики.

2. Антимонопольный комитет РК и его назначение

В августе 1991 г. решением Президента РК был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельно­сти, состоящий из республиканского комитета с сетью из 21 территориального комитета, 19 областных комитетов и 2 городских комитетов (Алматинский и Ленинский).

В 1993 г. этот комитет был переименован в Государственный комитет РК по антимо­нопольной политике. В 1997 г. Комитет был разделен на 4 департамента (антимонополь­ной политики и социальной сферы; регулирования цен; защиты прав потребителей; под­держки малого предпринимательства) и входил в состав Министерства экономики и торговли РК, а с 1998 г. - в Государственный комитет по ценовой и антимонопольной поли­тике при Агентстве стратегического планирования и реформ РК.

В середине 1998 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев своим Указом вывел Антимонопольный комитет из состава не только Министерства энергетики, индуст­рии и торговли РК, но и вообще из состава Правительства Республики Казахстан, придав ему статус центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства, тем самым преобразовав его в самостоятельное Агентство РК по регулированию естест­венных монополий и защите конкуренции, а его территориальные органы в Комитеты РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по регионам.

В октябре 1999 г. во исполнение Указа Президента РК от 13 октября 1999 г. № 235 «О мерах по совершенствованию структуры государственных органов Республики Казахстан и уточнению их компетенции» к наименованию Агентства прибавилось «и поддержке ма­лого бизнеса». Назначение Комитета состоит в развитии и сохранении конкуренции в Ка­захстане; предотвращении возникновения монополий; недопущении злоупотребления мо­нополистической властью соответствующими монополиями; обеспечении предпринима­телей возможностью вступления на рынок по своему выбору без ограничений; устранении недобросовестной конкуренции; удовлетворении запросов потребителей и обеспечении гарантий честного обращения с потребителями; обеспечении доступа казахстанцев к ши­рокому разнообразию качественных товаров по конкурентным ценам.

Комитет регулирует цены хозяйствующих субъектов, признанных монополистами на местном рынке и находящихся в Реестре или Регистре.

Цель ведения Регистра - формирование перечня субъектов естественной монополии для регулирования их деятельности, обеспечивающей доступность реализуемого ими то­вара для потребителей, а также функционирование и развитие субъектов естественной монополии. Естественная монополия - состояние соответствующего товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических условий производства, приводящих к существенному понижению издержек производства на единицу товара по мере увеличения его производства (в рамках спроса на данном рынке), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В отличие от Регистра Реестр формируется и ведется в целях подготовки информационной базы данных о хозяйствую­щих субъектах, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, для осуществ­ления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства.

Основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр является его доля на рынке определенного товара, составляющая более 35%.

В том случае если хозяйствующий субъект-монополист намерен повысить стоимость производимой им продукции или оказываемой услуги, он обязательно должен предоста­вить в Комитет все расчетные материалы для согласования. Специалисты отдела регули­рования государственных и естественных монополий Комитета в месячной срок должны рассмотреть представленные материалы и либо дать разрешение на повышение стоимости продукции (работ, услуг), либо доказать обратное. Это зависит от обоснованности пред­ставленных расчетных материалов, т.е. каждая цифра должна подтверждаться документально.

Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушение го­сударственной дисциплины цен и получившим при этом незаконную выручку. Под неза­конной выручкой понимается разница между суммой, полученной в результате реализа­ции продукции (работ, услуг) по ценам (тарифам), примененным с нарушением дейст­вующего законодательства, и стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) по ценам (тарифам), определенным в соответствии с законами и нормативными актами по во­просам ценообразования республиканских и местных органов власти и управления.

Изъятию в бюджет подлежит вся сумма незаконно полученной выручки за весь пери­од нарушения, но не более чем за два года. Одновременно с изъятием суммы незаконно полученной выручки предприятие уплачивает в бюджет штраф в том же размере, а при повторном нарушении в течение года после применения санкции - штраф в трехкратном размере в соответствии с действующим законодательством.

При невозможности определения суммы незаконно полученной выручки к предпри­ятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяется штраф в размере 25% от суммы месячного объема реализации данной продукции (работ, услуг).

За непредоставление необходимых данных, а также данных о размерах зарегистриро­ванных в Реестрах спабженческо-сбытовых наценок, торговых надбавок и отсутствие про­токолов согласования цен или представление органам ценообразования заведомо недосто­верных (ложных) материалов предприятие уплачивает штраф в размере 100 месячных расчетных показателей.

"К нарушениям государственной дисциплины цен предприятиями-монополистами относятся:

• изъятие продукции из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем
умышленного сокращения объемов производства в целях создания искусственного
дефицита и его поддержания;

• необоснованное повышение (снижение) действующих цен на продукцию (товары,
услуги), пользующуюся спросом;

• повышение предельного уровня рентабельности в случаях установления его по от­
дельным видам продукции;

• нарушение порядка регистрации декларированных цен и другие нарушения.
Предприятие, допустившее нарушение дисциплины цен (выявленное им самим), в

случае невозможности возврата этих средств потребителям вносит самостоятельно в бюджет сумму незаконно полученной выручки без штрафа.

Антимонопольный комитет постоянно осуществляет надзор за соблюдением антимо­нопольного законодательства хозяйствующими субъектами независимо от форм их собст­венности. Основными задачами Антимонопольного комитета являются:

- регулирование деятельности субъектов естественных монополии;

- принятие мер по предупреждению и недопущению монополистической деятельно­
сти, злоупотреблений доминирующим положением на рынке, предупреждению и
пресечению недобросовестной конкуренции;

- оказание государственной поддержки и содействие развитию конкуренции в сфере
товарного производства;

- контроль за порядком оказания платных услуг государственными органами и го­
сударственными предприятиями;

- контроль за деятельностью государственных предприятий, осуществляющих свою
деятельность в сфере, отнесенной к государственной монополии;

- разработка нормативных правовых актов по вопросам деятельности субъектов ес­
тественных монополий, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
положение на рынке, государственных учреждений, поддержки малого бизнеса
(предпринимательства). Крупнейшими монополистами на казахстанском рынке являются АО «Алматытепло-коммунэнерго» («АТКЭ»), АГПО «Водоканал», ГКП «Алматыгоргаз», «Алматы Пауэр Консалидейтед» («АПК»), АО «Аэропорт Алматы», ОАО «Казахтелеком», ЗАО «Эйр Ка­захстан», «Казахойл» и др.

По решениям Комитета о взыскании в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен и антимонопольного законодательства, нало­жено взысканий на сумму 115 422595,7 тенге, из них поступило в бюджет 63 032352,6 тенге. Для увеличения поступлений в бюджет от взысканий за нарушение антимонопольного за­конодательства необходимо ужесточение системы мер взимания. Для этого, например, можно законодательно установить разрешение на автоматическое списание средств со счета предприятия-монополиста в случае доказанного факта нарушения.

Чтобы увеличить приток денежных средств, надо также искоренить такое явление в высших эшелонах власти, как коррупция и взяточничество, которые зачастую помогают монополистам.

И еще одним целевым действием, направленным на совершенствование законодатель­ной базы в области антимонопольного законодательства, послужила недавняя отмена нормативно-правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству. Та­ких нормативных актов, особенно в регионах, пока очень много.

Как уже говорилось, хозяйствующие субъекты на рынке часто допускают различные злоупотребления, в том числе навязывают гражданам и юридическим лицам принуди­тельные условия договора.

Так, Акмолинским областным территориальным комитетом произведено расследова­ние фактов прекращения подачи электрической энергии при отсутствии задолженности на ТОО «Завод торгового оборудования», ТОО «Азон», СХТОО «Шуйское», в ходе которого было установлено, что вначале электроэнергия подавалась с большими ограничениями, а впоследствии подача была вообще прекращена. В результате потребители вынуждены были частично, а некоторые полностью прекратить производственную деятельность с на­правлением рабочих в вынужденные неоплачиваемые отпуска.

В данном случае предприятие-монополист должно возместить не только потери от то­го, что фирмы оплатили за электроэнергию, а последняя не была поставлена и за вынуж­денные отпуска рабочим (которые не получают при этом заработную плату), но и за про­стой производства, и экономические потери, связанные с ним.

При заключении договоров на отпуск и пользование электроэнергией ПО «ЗапКаз-энерго» определило тариф в долларах США на день оплаты по курсу Национального бан­ка РК, предоплату договорной величины предстоящего месяца. При несогласии с такими условиями грозил отказ в заключении договора.

Факты ценовой дискриминации и нарушений антимонопольного законодательства ус­тановлены в ходе проведения проверок авиакомпаний, работающих на рынке республики. В частности, в НААК «Казахстан aye жолы» цепы за авиабилеты для иностранных граж­дан были значительно выше, чем цены для граждан РК и стран СНГ. Налицо факт нару­шения Закона «О естественных монополиях», согласно которому, как уже было отмечено ранее, потребители услуг вправе покупать их у субъекта естественной монополии по це­нам, установленным уполномоченным органом (который, в свою очередь, обязан разраба­тывать и внедрять недискриминационные методы установления цен и тарифов в сфере ес­тественных монополий).

В марте 1999 г. ОАО «Жастыктеплоэнерго» по отдельным пунктам ввело для населе­ния графики подачи горячей воды, причем с температурой, ниже предусмотренной СНиП, хотя оплата взималась полностью.

Вообще с подачей горячей воды, температура которой ниже нормы, проблем очень много. Во-первых, потребители, у которых стоят счетчики на воду, тратят огромные день­ги на оплату горячей и холодной воды. А во-вторых, процедура доказательства этого фак­та настолько сложна, бюрократизирована и дорогостояща, что трудно сказать, что выгод­нее - пригласить экспертов или молча терпеть.

Осенью I997 г. в Алматинскос городское управление по ценовой и антимонопольной политике поступило заявление о том, что некое ТОО «А» выполняет функции государст­венного органа и берет за это плату, причем немалую. Специалисты отдела надзора за со­блюдением антимонопольного законодательства Управления были направлены на провер­ку ТОО «А». В результате проверки данные факты подтвердились. Были запрошены до­кументы, объяснительные у ТОО «А» и государственного органа, возложившего свои функции на негосударственную организацию. На административной комиссии Управле­ния было принято решение направить все материалы дела в прокуратуру, что и было сде­лано. Однако департамент антимонопольной политики при Министерстве экономики и торговли РК признал действия Управления неправомерными и необоснованными в части г. Алматы не усмотрела никаких нарушений в действиях ТОО «А» и государственного ор­гана. И в конце концов Управление прекратило дело в отношении ТОО «А», хотя факты нарушения действующего законодательства были налицо.

Государственные учреждения, оказывающие платные услуги, при необходимости из­менения платы за услуги должны в обязательном порядке согласовать новый прейскурант цен с Комитетом.

Здесь будет весьма уместен один очень яркий пример. В соответствии с Постановле­нием №732 от 23.05.95 г. «О тарифах на услуги связи» НАК «Казтелеком» было поручено введение повременного учета стоимости местных телефонных переговоров по мере осна­щения предприятий связи техническими средствами. С июля 1996 г. приказом НАК «Каз­телеком» от 26.06.96 г. №61 повременная плата за местные телефонные переговоры вве­дена в г. Алматы, Лисаковске и Рудном.

В Комитет поступало большое количество жалоб о неправомерном взимании платы. 27.11.96 г. вступило в законную силу постановление Госкомитета РК по ценовой и анти­монопольной политике «О пресечении нарушений прав потребителей при взимании по­временной платы за внутригородские телефоны». В этом постановлении указывалось: «С 01.12.96 г. взимать с абонентов, переведенных на повременную плату за внутригородские переговоры, только постоянную часть платы за телефон, если отсутствует техническая возможность подтверждения выставленных сумм за телефонные переговоры с указанием номера абонента, с которым состоялся разговор».

Сотрудниками Комитета была проведена проверка исполнения ГПТ «Алтсба» выше­указанного постановления. В результате проверки было установлено, что сумма незакон­но полученной выручки составляет 5 252724,3 тенге. На заседании административной ко­миссии Комитета принято решение о взыскании данной суммы в доход бюджета как до­хода, полученного в результате незаконных действий, связанных со злоупотреблением доминирующим положением на рынке, со штрафом в том же размере. Решение админист­ративной комиссии исполнено через налоговую инспекцию г. Алматы.

Согласно Закону РК «О естественных монополиях» регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется установлением цен (тарифов) или их предельного уровня и особым порядком формирования затрат.

В соответствии с проведенными тендерами ряд затрат учитывается при расчете тари­фов. Так, затраты на ремонтные работы, проводимые подрядным способом, устанавливаются в результате тендеров в соответствии с установленным порядком. В цены включают­ся затраты, связанные с нормативными техническими потерями (нормы технических по­терь, затраты на которые учитываются в ценах, утверждаются компетентными органами).

Средства на техническое перевооружение, ремонтно-восстановительные работы и поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии включаются в це­ны (тарифы) при наличии документального технического подтверждения независимого эксперта о необходимости проведения этих мероприятий.

В цены (тарифы) входят суммы износа основных средств и амортизации нематериаль­ных активов, рассчитанных, как правило, по методу равномерного начисления на срок эксплуатации.

Включение в тарифы амортизационных отчислений допускается только по отдельным видам быстроустаревающих основных средств, а также при необходимости более быстро­го перевооружения и внедрения в производство научно-технических достижений.

Субъект естественной монополии обязан в установленном уполномоченным органом порядке не реже одного раза в год представлять отчет уполномоченному органу об ис­пользовании средств, накопленных на счете фонда амортизационных отчислений.

Проценты за кредиты банков, привлекаемые на тендерной основе, включаются в цены (тарифы).

Представительские расходы на дорогостоящие виды связи (особенно сотовую и пей-джинговую), периодическую печать, содержание служебного автотранспорта, информа­ционные, консультационные и маркетинговые услуги включаются в цены (тарифы) в пре­делах лимитов, установленных самим субъектом естественной монополии по согласова­нию с уполномоченным органом. Таким образом, Антимонопольный комитет сократил расходы па сотовую связь, усиленную охрану руководителей (по 3-4 телохранителя), множество автомобилей, так как считает их необоснованно заложенными в цены или тарифы.

При формировании и изменении цен (тарифов) субъектов естественных монополий не учитываются следующие расходы:

• платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;

• сверхнормативные технические и коммерческие потери, порча и недостача ТМЦ и
запасов на складах, другие непроизводственные расходы и потери;

• судебные издержки;

• безнадежные долги;

• штрафы, пени, неустойки за различного рода правонарушения;

• убытки от хищений;

• потери от брака;

• расходы по содержанию обслуживающих производств и хозяйств;

• все виды расходов на социальную сферу;

• отчисления профсоюзам;

• другие расходы.

По новому закону монополистам запрещается иметь предприятия, не связанные с ос­новной деятельностью, в том числе из социальной сферы. Профсоюзы предприятий-монополистов активно торпедируют это положение закона, но правительство в целом придерживается той позиции, чтобы социальные проблемы коллектив решал за счет своей высокой заработной платы, которая намного больше, чем средняя в промышленном секторе.

В частности, Антимонопольный комитет обязал «KEGOC», «Казахтелеком» и «Каза-хойл» выйти из состава учредителей различных частных компаний, через которые в ос­новном перечислялись средства за предоставленные услуги, а также из состава пенсионных и страховых фондов и иных компаний. Средства должны быть направлены на попол­нение своего оборотного капитала.

Кроме того, многие компании завышают расходы на заработную плату и амортизаци­онные отчисления или неоправданно расходуют средства на участие в учрежденных ими частных структурах, что находит отражение на тарифах на услуги. Средняя заработная плата руководящих работников, согласно информации Антимонопольного комитета, в ис­полнительной дирекции «KEGOC» составляет 52000 тенге, в «Казахойл» - 92000 тенге, в частной компании «Интергаз Центральная Азия»- 72000 тенге.

Еще Антимонопольный комитет надеется на публичность слушания тарифов и вводи­мые в практику тендеры на закупку материально-технических ценностей для нужд естест­венных монополий. Бывали случаи, когда монополисты приобретали такие ценности на­много дороже, но рычагов влияния не было.

Исключены из сферы деятельности естественных монополий такие виды услуг, как производство тепла и электроэнергии.

Сейчас Антимонопольный комитет занят разработкой еще одного новшества - пуб­личных договоров между монополистом и потребителем. Пока таких договоров нет, по­требителю очень трудно потребовать от монополиста выполнения своих обязанностей. Даже суды не всегда помогают. Теперь в публичных договорах интересы потребителей будут максимально защищены.

Лекция 6.Общественный выбор:

1.Рациональное поведение.

2. Группы специальных интересов.

Теория рационального поведения в политической сфере разработана Дж. Бьюксненом, Г'. Таллоком и рядом других экономистов. В свете собственных предпочтений индивид непротиворечиво оценивает имеющиеся в его распоряжении альтернативы и выбирает те, которые способны принести ему максимальную полезность. Естественно, люди, регулярно сталкивающиеся с разными наборами альтернатив, ведут себя различным образом, даже если им не присущи значительные психологические различия. Набор альтернатив,

с которым имеет дело человек, зависит от его положения в обществе и роли, которую он играет в тот или иной момент. Например, рыночное поведение покупателей отличается от рыночного поведения продавцов. Первые стремятся получить наиболее устраивающие их товары и услуги и в то же время израсходовать как можно меньше денежных средств. Вторых, напротив, устраивает максимальный объем продаж в денежном выражении, а стремятся они к тому, чтобы реализовать товары и услуги и получить как можно больше прибыли. Различие коренится, конечно, не в том, что какая-либо из сторон ведет себя нерационально, а в том, что роли продавцов и покупателей предполагают разные пути (наборы возможностей) улучшения значений функций полезности. Смена ролей, а она происходит с каждым человеком и, как правило, достаточно часто, влечет за собой замену множества допустимых альтернатив и отношения к ним. Всякий индивид занимает определенное положение не только по отношению к институтам рынка, но также и к институтам государства. Если первые образуют рамки и правила добровольной координации действий через обмен, то вторые —

рамки и правила тех действий, которые так или иначе связаны с принуждением, основанным на законе. Одни люди распоряжаются принуждающей силой государства, к другим она применяется. Как и на рынке, эти роли могут меняться, но в каждый данный момент времени роли задают своего рода пространство поведения человека. Ключевая черта демократии состоит в том, что все члены общества1 в конечном счете причастны к определению путей использования принуждающей силы государства. С этой точки зрения, они занимают равное положение. Но причастность и равенство, о которых идет речь, на деле проявляются главным

образом в процессе выборов и референдумов. Следовательно, рядовой гражданин выступает по отношению к демократическому государству прежде всего в роли избирателя. Набор альтернатив, с которыми он в этом качестве имеет дело, представляет собой список кандидатов на выборные посты или возможные варианты ответов на референдуме. Отметим, что, вообще говоря, выбор избирателя более ограничен, чем выбор

покупателя на рынке. Последний непосредственно выбирает из всей доступной совокупности товаров и услуг и располагает богатой информацией об экономических условиях их производства, заключенной в рыночных ценах. Первому же чаще всего предлагается небольшое число альтернативных программ, каждая из которых относится к производству сразу многих общественных благ и содержит лишь весьма приблизительное описание предполагаемой перспективы. Закономерен вопрос, почему человек, выступая в качестве потребителя общественных благ, готов довольствоваться гораздо более скудной информацией и узким выбором, чем когда он же выступает в качестве потребителя частных благ. Причина, очевидно, не в том, что общественные блага менее значимы с точки зрения благосостояния индивидов. Роль избирателей не единственная, в которой практически все граждане выступают по отношению к государству в связи с производством общественных благ и осуществлением перераспределения. Гражданин является также налогоплательщиком и получателем выгод от выполнения государством его экономических функций. В обеих этих ролях гражданин оценивает альтернативы, касающиеся его собственных действий, которые предпринимаются в ответ на действия государства. Избиратель голосует так, чтобы впоследствии выиграть в качестве налогоплательщика и получателя выгод. А после того как политический курс одобрен, индивид реагирует на него, выбирая линию собственного поведения, с тем чтобы платить меньше налогов и получать больше выгод. Прогнозирование и анализ этого выбора составляет едва ли не центральную проблему экономики общественного сектора. На этапе формирования политического курса избиратели взаимодействуют с профессиональными политиками. Миссия последних — формулировать варианты

развития общества (с экономической точки зрения — варианты развития общественного сектора), представлять их на суд избирателей и обеспечивать реализацию одобренных вариантов. К этому следует добавить еще две важные функции. Избиратели обычно санкционируют лишь весьма общо сформулированную стратегию действий в общественном секторе. Ее конкретизация —функция политиков. В той мере, в какой она выполняется представительными органами, конкретизация, в свою очередь, предполагает принятие коллективных решений путем голосования и связана с проблемами, о которых говорилось в предыдущей главе. Разумеется, разработка и принятие детальных программ функционирования общественного сектора — задача не только представительных, но и исполнительных органов в пределах их полномочий. Наряду с этим политики контролируют работу тех, кто занят в общественном секторе. Политика можно уподобить предпринимателю в том отношении, что он на свой страх и риск предлагает потребителям некие экономические блага, в данном случае общественные, причем находится в состоянии конкуренции и оказывается жизнеспособным в своей роли, только если получает одобрение тех, кому блага

предназначены. Предприниматель находит одобрение в спросе на товары и услуги, политик — в голосах избирателей. Впрочем, существенна и разница. Предприниматель должен производить предлагаемые блага за свой счет, он вынужден тщательно соизмерять издержки и выгоды, критерий успеха для него — прибыль.

Политик должен самостоятельно изыскивать ресурсы только для ведения предвыборных кампаний, а в случае победы может использовать ресурсы государства для реализации своих программ. Модели поведения политика строятся, как правило, на базе предположения, что он стремится максимизировать поддержку электората, т. е. количество голосов, подаваемых в его пользу. Это не значит, конечно, что любой политик готов поступиться своими взглядами ради того, чтобы уловить сиюминутные настроения избирателей. Речь идет о критерии выбора среди альтернатив, которые данный политик рассматривает в качестве допустимых. Если, отбирая варианты действий, политик недостаточно ориентируется на электорат, он неизбежно проиграет выборы и сойдет со сцены. Таким образом, получение максимальной поддержки избирателей не только является мотивом, субъективно присущим каждому активному участнику политической жизни, но и объективно характеризует тех, кто способен в этой жизни преуспеть. Принятие решений, касающихся общественного сектора, не ограничивается голосованием избирателей и принципиальными суждениями политиков. Преобладающая часть повседневных решений принимается государственными служащими, иначе говоря, работниками аппарата управления, чиновниками, бюрократами (некоторые из этих синонимов имеют негативную окраску, но мы от нее отвлекаемся). Как правило, отдельное решение чиновника далеко уступает решениям избирателей и политиков по масштабам и глубине воздействия на общественный

сектор. Но в совокупности служащие принимают столь много решений, что если

в них просматривается некоторая общая тенденция, то эта тенденция многое

определяет в развитии общественного сектора в целом.

Пространство поведения чиновника задается, с одной стороны, полити-

ческим курсом, в реализации которого он должен участвовать, а с другой —

конкретными должностными обязанностями и полномочиями. Некоторые

служащие могут быть горячими приверженцами партии, находящейся в данный

момент у власти, другие — относиться к ней с антипатией, третьи — быть вообще

индифферентными к политике. В конечном счете это не так уж важно. Основная

тенденция рационального поведения бюрократа — выбор вариантов, обеспе-

чивающих как минимум сохранение должности и по возможности повышение

статуса, На положении конкретного чиновника (в отличие от политического

лидера) мало сказывается состояние общественного сектора в целом. Существенно

благополучие отдельно взятого ведомства, а еще важнее — одобрение непос-

редственного руководства. Отсюда многократно отмеченная приверженность

служащих так называемым ведомственным интересам, которая детерминирована

вполне объективно. Проблема в том, чтобы сами интересы ведомств были разумно

направлены и в достаточной степени сбалансированы, а это зависит от полити-

ческих решений, определяющих общие задачи аппарата управления.

Избиратели и политики главным образом ставят задачи, касающиеся

развития общественного сектора. Чиновники обязаны эти задачи решать.

Естественно, им присуще стремление к тому, чтобы задания были не слишком

напряженными, а также к получению в свое распоряжение как можно больших

ресурсов. Служащие, которым предстоит заниматься решением той или иной

задачи, нередко принимают участие в ее определении. Причина в том, что именно

они располагают наиболее детальной информацией о состоянии дел на конкретных

участках общественного сектора. Эта информация — важнейший ресурс госу-

дарственного служащего, помогающий защищать и улучшать свое положение.

Будучи заинтересованными и способными оказывать давление u1074 в пользу

уменьшения напряженности заданий и увеличения допустимых затрат на их

решение, чиновники формируют тенденцию к относительной неэффективности

общественного сектора.

Итак, линия развития общественного сектора формируется в процессе

постоянного взаимодействия избирателей, политиков и чиновников, которым

присущи разнонаправленные интересы. Именно поэтому процессы, протекающие

в общественном секторе, в действительности далеко не всегда соответствуют

нормативным представлениям.

1. Рациональное поведение

Как объяснить готовность типичного избирателя довольствоваться сравнительно

скудной информацией об общественных благах и программах перераспределения,

делегируя политикам право делать выбор от своего имени? Вопрос закономерен,

поскольку в сфере потребления частных благ покупатель стремится собрать как

можно больше сведений о предлагаемых товарах и редко передоверяет свой выбор

посторонним лицам. Между тем потребление общественных благ, столь же сколь

и частных, влияет на значения функций полезности, и, как показано в парагра-

фе 1,6, через общественный сектор расходуется до половины, а иногда и больше

средств, в конечном счете заработанных индивидами.

Нам предстоит показать, что сам коллективный характер решения и выте-

кающих из него последствий обусловливает меньшую по сравнению с частным

выбором заинтересованность в том, чтобы решение в целом было максимально

эффективным.

Представим себе, что некто намерен приобрести частное благо, предпола-

гаемая стоимость которого 1000 руб., и одновременно должен в роли налого-

плательщика принять участие в финансировании новой программы общественных

расходов, предполагаемый размер которых составляет 100 млрд. руб. Общая числен-

ность налогоплательщиков, за счет которых предстоит финансировать программу,

составляет 100 млн. человек, так что на u1082 каждого в соответствии с предположением

придется по 1000 руб. дополнительного налога. Покупатель располагает информа-

цией, что есть шанс приобрести интересующий его товар на 10% дешевле, если

тщательно поискать, Есть основания считать, что поиски закончатся успехом с

вероятностью 0,5. Тогда имеет смысл затратить время и усилия, эквивалентные

сумме в пределах 50 руб., чтобы как можно подробнее выяснить, где и по каким

ценам продается данный товар.

Пусть в отношении программы общественных расходов также есть основания

подозревать, что сбор дополнительной информации может с вероятностью 0,5

выявить возможности экономии в размере 10%. Чиновники, отвечающие за

подготовку программы, не имеют серьезных стимулов добиваться ее сокращения.

Налогоплательщики же, в принципе, заинтересованы потратить до 5 млрд. руб.

ради получения соответствующих сведений. С точки зрения совокупных выгод и

издержек всех налогоплательщиков такие затраты были бы эффективны. Однако

с точки зрения каждого из них в отдельности ситуация выглядит по-другому.

Ожидаемая экономия для отдельного налогоплательщика составляет всего

50 руб. (1000 · 0,1 · 0,5). Затратить же требуется 5 млрд. руб. Чтобы собрать их при

участии всех налогоплательщиков, необходимо коллективное действие. Рацио-

нальное поведение индивида в отношении такого действия предполагает позицию

безбилетника. А для одного налогоплательщика затраты многократно превышают

ожидаемый эффект.

Информация об общественном благе сама зачастую является общественным

благом. Если ее поставку не обеспечивает государство, рациональным для индивида

может быть отказ от поисков такой информации, даже если для группы, в которую

он входит, затраты на получение этой информации способны окупиться. Данный

феномен принято называть рациональным неведением.

Этот феномен имеет две стороны. Во-первых, коллективный характер

решения означает, что при большом числе участников позиция отдельного

индивида не имеет большого значения. Допустим, что кто-то уже располагает

информацией о менее дорогостоящем варианте производства общественного блага.

Однако решение принимают все вместе, и, чтобы распространить информацию,

о которой идет речь, требуются существенные затраты. Вообще коллективное

решение предполагает, что влияние индивида на исход выбора невелико, а это,

при прочих равных условиях, снижает заинтересованность в выработке и

демонстрации обоснованной точки зрения. Итак, роль индивида в принятии

решения ограниченна. Во-вторых, на него приходится лишь малая часть выгод и

издержек, которые формируются в процессе реализации решения. Это также

ограничивает индивидуальную заинтересованность в том, чтобы вносить

значительный вклад в общественный выбор.Чем многочисленнее группа,

принимающая решение, тем ярче проявляется описанный феномен.

Рациональное неведение в большой степени влияет на общественный выбор.

Именно этим в первую очередь объясняется незаинтересованность большинства

избирателей в проведении частых референдумов, на которых они могли бы

высказать свои точки зрения по наиболее важным политическим вопросам, а

также готовность довольствоваться, как правило, расплывчатыми обещаниями

кандидатов на выборные должности. Более того, даже минимальный интерес к

таким обещаниям и само участие в выборах при наличии большого числа

голосующих оказывается нерациональным с точки зрения вполне эгоистического

избирателя, и теория общественного выбора вынуждена объяснять политическую

активность рядовых граждан наличием альтруистических мотивов, стремлением

к самовыражению и т. д.

С рациональным неведением связан феномен так называемой фискальной

иллюзии, который заключается в недооценке налогоплательщиками альтернативных

издержек производства общественных благ. Представители государства, непосредст-

венно заинтересованные в расширении его активности, способны убеждать граждан

в целесообразности налогового финансирования за рамками, в которых предельные

издержки создания общественного блага не превышают действительного значения

предельной выгоды, которую это благо приносит типичному потребителю.

Рациональное неведение проявляется в поведении не только избирателей,

но и членов коллективных органов государства и местного самоуправления:

парламентов, различного рода комитетов, комиссий и т. п. Конечно, в подобных

случаях уже в силу несопоставимо меньшего, чем все население, числа участников

общественного выбора этот феномен дает о себе знать гораздо слабее. Однако, с

одной стороны, неспособность индивида полностью предопределить решение, а

с другой — разделение политической ответственности между всеми участниками

ослабляют заинтересованность в глубокой проработке собственной позиции. Мы

увидим, что это, в частности, облегчает действие групп специальных интересов.

В силу рационального неведения общественный выбор, при прочих равных

условиях, уступает частному в полноте выявления допустимых альтернатив и

тщательности их оценки.

В современных государствах избиратели, как правило, непосредственно не

принимают решений, касающихся производства того или иного общественного

блага, размеров конкретного налога и т. п. Как уже отмечалось выше, это —

функция политиков, которые благодаря голосам избирателей получают право

распоряжаться ресурсами государства. В борьбе за голоса политики объединяются

в партии, которые выдвигают политические программы и оказывают своим

представителям систематическую поддержку,

Рассмотренные в предыдущей главе закономерности коллективного

принятия решений, разумеется, распространяются на выборы органов власти в

условиях представительной демократии. В частности, сохраняет силу теорема о

медианном избирателе. Важно напомнить, впрочем, что она относится лишь к

ситуациям, когда оцениваемые альтернативы можно u1088 расположить на одной шкале.

Применительно к выборам между партиями и их кандидатами это соответствует

сведению многообразия политических программ к спектру типа: "правые —

левые", "консерваторы — либералы" и т. п. Подобный спектр действительно

обнаруживается во многих зрелых демократиях, особенно тяготеющих к двух-

партийной системе.

Однако в реальной политической жизни необязательно каждый из изби-

рателей пользуется своим правом на участие в голосовании. Если программы

двух кандидатов на выборную должность чрезмерно сближаются, тяготея к

медианной позиции, то избиратели могут проявить безразличие. Значение может

иметь также отчуждение от кандидата, программа которого слишком далека от

позиции избирателя, даже если она относительно ближе ему, чем программы

других кандидатов, В обоих случаях активность избирателей снижается, что при

определенных условиях может сказаться на результатах голосования. Существенно,

как расположена мода (или моды) распределения избирателей по их отношению

к программам, т. е. в каких областях политического спектра происходит концентра-

ция предпочтений избирателей.

предполагает поляризацию общественных настроений. Если феномен отчуждения

ярко выражен, т. е. избиратели склонны голосовать лишь за тех кандидатов, чьи

мнения очень близки к их собственным, то выборы могут свестись к соперни-

честву тех политиков, чьи платформы соответствуют Q и R. Если же отчуждение

выражено не столь сильно и избиратели готовы голосовать за политиков, имеющих

лишь относительно более близкие им взгляды (например, по принципу

"наименьшего зла"), то и в случае поляризации способна победить медианная

позиция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: