Проблема организации производства для общественного сектора, по существу, сводится к выбору механизмов, с помощью которых государство, не ограничиваясь финансовым стимулированием (или дестимулированием), непосредственно определяет спектр допусти-
мых (разрешенных, предписываемых) аллокационных решений производителя.
Если речь идет об отдельных аллокационных решениях, требования к ним
фиксируются контрактами, однако частный контрактор, вообще говоря, волен,
во-первых, принимать или отвергать предложения государственного органа,
выступающего в роли покупателя, и, во-вторых, избирать иные варианты действий
при выполнении заказов других контрагентов. Между тем в ряде случаев требуется
устанавливать стабильные рамки аллокационного поведения организации, которые в
определенной мере препятствовали бы реагированию на рыночную конъюнктуру
общепринятым для частных фирм образом.
Так, если частное предприятие строит свою производственную программу
и ценовую политику исходя из конъюнктуры и собственных производственных
|
|
возможностей, то, например, государственные больницы в большинстве стран
обязаны оказывать тот набор медицинских услуг, который предусмотрен законом,
и при этом не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью и самостоятельно
устанавливать цены.
С точки зрения характера аллокационных ограничений, о которых идет
речь, различаются частные предприятия, государственные предприятия, государст-
вснные некоммерческие организации и частные (негосударственные) неком-
мерческие организации.
Частные предприятия, по общему правилу, свободны в выборе решений,
которые способны приносить им доход. Спектры этих решений ограничиваются
посредством регулирования, но оно касается преимущественно конкретных сфер
деятельности, технологий, типов сделок и т. п. В принципе, статус предприятия
наиболее благоприятствует быстрой перестройке производства в соответствии с
тенденциями спроса и возможностями достичь экономии, Частное предприятие —
наиболее типичный поставщик товаров и услуг в рыночной экономике, в том
числе и в роли контрактора общественного сектора. Для использования иных
форм организаций (иными словами, для введения дополнительных ограничений)
требуются специальные основания.
С этой точки зрения наиболее уязвимы государственные предприятия. Если
государство рассматривает принадлежащее ему предприятие в качестве источника
дохода (прибыли) и, не вмешиваясь в повседневное принятие решений, довольст-
вуется правом заменять администрацию в случае неудовлетворительной работы,
|
|
то, несмотря на принадлежность к общественному сектору, предприятие действует
во многом как частное. Особенность контрактов между государственными органами
и государственными предприятиями на поставку товаров и услуг состоит в том,
что в распоряжении заказчика находятся рычаги воздействия на поставщика, не
сводящиеся к контракту как таковому. Если предметом контракта является
поставка товара в условиях, когда отсутствуют существенные провалы рынка
(например, государственный ______орган закупает оргтехнику либо канцелярские прина-
длежности), то данная особенность является скорее недостатком. Однако если про-
валы рынка весьма значимы, недостаток в ряде случаев превращается в достоинство.
Вместе с тем в той мере, в какой государство, используя права собственника,
не позволяет производителю ориентироваться на рыночную конъюнктуру, в
деятельность предприятия привносятся некоторые черты некоммерческой организации.
Эти организации подвержены стабильным ограничениям двух типов. Первое из
них — соответствие деятельности конкретной миссии, которая фиксируется в
момент создания организации (например, безвозмездно оказывать медицинскую
помощь больным туберкулезом, проводить научные исследования определенного
характера и т. д.). Второе ограничение — запрет на распределение прибыли между
лицами, учредившими организацию либо в ней работающими (прибыль может
образовываться, но должна инвестироваться с целью лучшего выполнения миссии,
например, на закупку оборудования и т. п.). Первое ограничение препятствует
свободному реагированию на конъюнктуру, второе снижает заинтересованность
в таком реагировании для лиц, контролирующих организацию.
Для государственных некоммерческих организация (учреждении) рамки
самостоятельного принятия аллокационных решений особенно узки. Они задаются
не только стабильными ограничениями двух названных типов, но и администра-
тивными предписаниями в отношении текущей деятельности. Государственные
органы в данном случае предъявляют требования не только и не столько к достигае-
мому результату (производимому товару, услуге), сколько к процессу деятельности
(например, программам, расписанию занятий, методикам, применяемым в учебном
заведении).
Финансирование учреждения также, как правило, определяется не конкрет-
ными результатами деятельности (они зачастую с трудом помаются точной оценке
и тем более прогнозированию), а объемом и структурой выполняемой работы, причем
направления этой работы и ее основные качественные параметры планируются
государственными органами1.
Негосударственные некоммерческие организации создаются по инициативе
лиц, готовых затрачивать силы и средства на деятельность, отвечающую миссии
организации без расчета на прибыль. Эти организации непосредственно не принад-
лежат к государственному сектору, и вместе с тем их взаимоотношения с этим
сектором строятся иначе, чем у частных предприятий.
Негосударственные некоммерческие организации подобно общественному
сектору действуют в зонах провалов рынка и играют значительную роль в обеспе-
чении потребителей коллективными благами. Именно это побуждает создавать
специфические институциональные рамки их деятельности. Чем более развит
так называемый третий сектор, к которому относятся эти организации2, тем,
при прочих равных условиях, меньшая нагрузка ложится на общественный сектор.
Это оправдывает предоставление данному сектору налоговых льгот. Вместе с тем
во многих случаях негосударственные некоммерческие организации успешно
выступают партнерами общественного сектора на основе контрактации.
|
|
1 До определенной степени это справедливо в том числе в ситуации квази рынка, хотя поставщик
становится в ней самостоятельным участником процесса планирования, что предполагает неполную
адекватность для него статуса государственного учреждения и некоторое сближение с
негосударственными некоммерческими организациями.
2 Первыми двумя секторами рыночной экономики принято считать предпринимательский и общественный.
Когда требования к результатам, которых предстоит достичь, не удается
вполне операционально зафиксировать в контракте, а улучшение качественной
стороны работы имеет приоритетное значение по сравнению со снижением затрат,
то, как было показано, заключение контрактов с фирмами, стремящимися к мак-
симизации прибыли, далеко не всегда оправданно. Если же в качестве контрактора
выступает негосударственная некоммерческая организация, успешно выполняющая
миссию в той области, в которую предполагается направить дополнительные
общественные расходы, зачастую имеет смысл привлекать ее в качестве партнера.
Это оправдано, если имеются свидетельства реальной приверженности организации
тем целям, ради которых она создана, например, заботе о престарелых и инвалидах.
Получив государственные средства, она способна расширять свою деятельность,
замещая производство в общественном секторе. Такое решение имеет ряд преи-
муществ. Подобно государственным учреждениям, негосударственные некоммер-
ческие организации ограничены в своих аллокационных решениях, но по сравне-
нию с первыми нередко точнее воспринимают нужды тех, кого они обслуживают,
и более склонны к разнообразию, индивидуализации своей работы. Кроме того,
они менее подвержены вмешательству в текущую деятельность. Наконец,
государственные средства зачастую дополняются в этих организациях частными,
а оплачиваемый труд наемного персонала — добровольной неоплачиваемой
работой тех, кто стремится помочь в выполнении миссии. В то же время с точки
зрения стремления к экономии негосударственные некоммерческие организации
|
|
обычно проигрывают по сравнению с предпринимательскими фирмами, а с точки
зрения реагирования на изменения политики — уступают государственным
учреждениям. Эти обстоятельства необходимо учитывать, выбирая наиболее
предпочтительные варианты расходования общественных средств. В любом случае
привлечение негосударственной некоммерческой организации к их использованию
предполагает, что она обладает должной репутацией, а контракт между нею и
государственным органом четко определяет обязательства каждой из сторон.