Тема 6. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти

Вопросы:

1. Понятие форм государственного управления.

2. Виды форм государственного управления.

3. Понятие и виды правовых актов управления.

4. Порядок принятия правовых актов.

Формы государственного управления - это организационно-правовое выражение конкретных однородных действий аппарата государственного управления, совершаемых в целях практического осуществления поставленных перед ним задач

Формы управления (управленческой деятельности) разнообразны, что предполагает возможность их классификации. К их видам можно отнести:

а) издание правовых актов управления;

б) совершение действий юридического характера;

в) осуществление организационных действий;

г) выполнение материально-технических операций.

Выделяют правовые и неправовые формы управления.

Правовая форма государственного управления – это юридически оформленное действие органа исполнительной власти, его представителя, осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия, т.е. обладающие свойствами юридического факта.

Неправовая форма государственного управления – это деятельность, совершаемая любым из властных субъектов административного права, хотя и в рамках действующего законодательства, однако без юридического оформления.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти.

Правовые акты исполнительной власти — это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

Правовые акты — важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного руководства различными областями жизни страны.

По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов.

А) Нормативные акты.

Б) Индивидуальные акты.

В) Общие акты.

Г) Смешанные акты.

В зависимости от субъектов, принявших административные акты, их можно поделить на две группы.

А) Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Б) Акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата исполнительной власти:

По форме выражения различают:

А) Письменные.

Б) Устные.

В) Конклюдентные.

В зависимости от порядка принятия различают акты

А) коллегиальные

Б) единоличные.

Качество самих актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты. Выделяют следующие требования:

1. Целесообразность

2. Законность.

3. Организационно-технические требования.

Стадии принятия актов государственного управления.

Первая стадия этого процесса — подготовка решения

Вторая стадия — принятие решения.

Третья стадия - государственная регистрация в Министерстве юстиции.

Четвертая стадия. Доведение решения до сведения исполнителей.

Правовой акт государственного органа вступает в силу с момента принятия, если только в нем не определен более поздний срок. Правовой акт государственного органа прекращает действие с момента исполнения его требований или содержащихся в нем поручений лицами, которым адресован данный правовой акт.

До прекращения действия правовой акт может быть приостановлен, изменен либо отменен государственным органом, принявшим данный правовой акт, вышестоящим к нему государственным органом либо судом.

Прекращение действия акта может быть фактическим и юридическим. Акт исполнительной власти по общему правилу может отменить тот, кто его принял, и вышестоящий орган (должностное лицо). Кроме того, многие акты вправе признать незаконными суды. Изменить, приостановить, прекратить действие можно как акта в целом, так и отдельных его частей (статей, пунктов).

Список рекомендуемой литературы:

1. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Алматы, 2003.

2. Бахрах Д.Н. Краткий курс административного права. - М., 1996.

3. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. М., Право и закон, 2001.

4. Козлов Ю.М. Административное право. - М., 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: