Лексико-синтаксический способ

Наиболее важным для обогащения словарного состава языка является морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с неодинаковой продуктивностью. Так, префиксация в чистом виде почти не используется при образовании новых существительных (слова типа сверхприбыль редки в языке). Значительно шире применяется этот способ при словообразовании имен прилагательных (cp.: антиобщественный, nремилый, сверхмощный, ультракороткий и др.) и особенно глаголов (ср.: писать - выписать, написать, вписать, переписать, приписать, nроnисать, дописать, исписать, расписать, списать) С другой стороны, суффиксация широко распространена в кругу имен cyщecтвительных и прилагательных. но менее богата в области глагола Словосложение продуктивно в кругу имен существительных и прилагательных, но почти не встречается среди глаголов

Морфологический способ является основным в русском словообразовании. Например, от слова дом образованы слова: домашний, домовитый, домовой, домовый, надомный и др. При морфологическом способе новые слова создаются

1) с помощью приставки (префикса) со-товарищ, сверх-скоростной, nере-читать;

2) с помощью суффикса: бан-щик, лет-н-uй, совет-ова-ть,.

3) с помощью префикса и суффикса одновременно: nод-окон-ник, бес-nлат-н-ый;

От родственных слов следует отличать грамматические формы словa - различные изменения одного и того же слова в речи. Формы словa образуются главным образом с помощью окончаний, но для этой цели используются также формообразовательные суффиксы К ним относятся суффиксы сравнительной степени имен прилагательных и наречий (нов-ее, молож-е, тонь-ше ). суффиксы деепричастий (леж-а, чита-я, наnиса-в).

4) с помощью постфикса: учить-ся;

5) без аффикса: взрыв, гниль, ширь;

6) сложением слов или основ: диван-кровать, платье-костюм (сложносоставные слова); языкознание, пятиэтажный (сложные слова);

7) сокращением основ, при котором слово образуется:

а) из начальных слогов целого словосочетания: профком, спецкор;

б) из начальной части одного слова и целого другого слова: сельсовет, стенгазета;

в) из алфавитных названий начальных букв слов, составляющих словосочетание: РФ, СНГ;

г) из начальных звуков слов исходного словосочетания: вуз, ТАСС;

8) обратным словообразованием (редеривацией), при котором слово образуется не в виде производного, а виде производящего: дояр (парное образование к слову доярка ).

Одно и то же производное слово может соотноситься с двумя различными производящими словами. Так, слово безболезненный можно рассматривать как образованное путем префиксации (без-болезненный ) и как соотносительное с предложно-падежным сочетанием без болезни.

Новые слова могут создаваться и неморфологическими способами словообразования. К ним принадлежат следующие:

1. Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова, появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся

а) субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (ср.: дежурный ученик); обедать в столовой (ср.: столовая посуда);

б) адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки), организованный человек (ср.: организованный студентами митинг);

в)прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. это событие то, о котором идет речь (ср.: данное мною обещание ), зашел к одному знакомому, т. е. к какому-то знакомому (ср.: дать по одному карандашу );

г)адвербиализация (переход в наречия) идти наудачу (ср.: надеяться на удачу ), сделаю no-вашему (ср.: сделаю по вашему совету )

2. Лексико - семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в peзультате распада многозначного слова на омонимы. Например:

долг I (задолженность) - долг 2 (обязанность); мир I (вселенная) - мир 2 (состояние без войны).

3. Лексико - синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов сейчас (из сей час ), сегодня (из сего дня ), сумасшедший (из с ума сшедший ).

Словообразовательная система, как и лексическая, характеризуются многозначными, омонимическими и синонимическими отношениями.

Так, многозначна приставка при-, придающая словам следующие значения:

1) пространственная близость, смежность (nрибрежный, приусадебный);

2) приближение, присоединение (nривязать, приколоть),

3) совершение действия не в полном объеме или на ограниченный срок (приотворить, приостановиться),

4) доведение действия до конца (приискать, nристроить ),

5) совершение действия в чьих-либо интересах (приберечь, приманить)

6) сопроводительное действие (притаптывать, nрищелкивать).

Словообразовательная омонимия создается, например суффиксом -ец: кавказец, самарец (местожительство), итальянец, немец (национальность), писец, продавец, (род занятий), просвещенец (общественная деятельность), лжец, мудрец (характерные свойства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: