Наиболее важным для обогащения словарного состава языка является морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с неодинаковой продуктивностью. Так, префиксация в чистом виде почти не используется при образовании новых существительных (слова типа сверхприбыль редки в языке). Значительно шире применяется этот способ при словообразовании имен прилагательных (cp.: антиобщественный, nремилый, сверхмощный, ультракороткий и др.) и особенно глаголов (ср.: писать - выписать, написать, вписать, переписать, приписать, nроnисать, дописать, исписать, расписать, списать) С другой стороны, суффиксация широко распространена в кругу имен cyщecтвительных и прилагательных. но менее богата в области глагола Словосложение продуктивно в кругу имен существительных и прилагательных, но почти не встречается среди глаголов
Морфологический способ является основным в русском словообразовании. Например, от слова дом образованы слова: домашний, домовитый, домовой, домовый, надомный и др. При морфологическом способе новые слова создаются
|
|
1) с помощью приставки (префикса) со-товарищ, сверх-скоростной, nере-читать;
2) с помощью суффикса: бан-щик, лет-н-uй, совет-ова-ть,.
3) с помощью префикса и суффикса одновременно: nод-окон-ник, бес-nлат-н-ый;
От родственных слов следует отличать грамматические формы словa - различные изменения одного и того же слова в речи. Формы словa образуются главным образом с помощью окончаний, но для этой цели используются также формообразовательные суффиксы К ним относятся суффиксы сравнительной степени имен прилагательных и наречий (нов-ее, молож-е, тонь-ше ). суффиксы деепричастий (леж-а, чита-я, наnиса-в).
4) с помощью постфикса: учить-ся;
5) без аффикса: взрыв, гниль, ширь;
6) сложением слов или основ: диван-кровать, платье-костюм (сложносоставные слова); языкознание, пятиэтажный (сложные слова);
7) сокращением основ, при котором слово образуется:
а) из начальных слогов целого словосочетания: профком, спецкор;
б) из начальной части одного слова и целого другого слова: сельсовет, стенгазета;
в) из алфавитных названий начальных букв слов, составляющих словосочетание: РФ, СНГ;
г) из начальных звуков слов исходного словосочетания: вуз, ТАСС;
8) обратным словообразованием (редеривацией), при котором слово образуется не в виде производного, а виде производящего: дояр (парное образование к слову доярка ).
Одно и то же производное слово может соотноситься с двумя различными производящими словами. Так, слово безболезненный можно рассматривать как образованное путем префиксации (без-болезненный ) и как соотносительное с предложно-падежным сочетанием без болезни.
|
|
Новые слова могут создаваться и неморфологическими способами словообразования. К ним принадлежат следующие:
1. Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова, появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся
а) субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (ср.: дежурный ученик); обедать в столовой (ср.: столовая посуда);
б) адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки), организованный человек (ср.: организованный студентами митинг);
в)прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. это событие то, о котором идет речь (ср.: данное мною обещание ), зашел к одному знакомому, т. е. к какому-то знакомому (ср.: дать по одному карандашу );
г)адвербиализация (переход в наречия) идти наудачу (ср.: надеяться на удачу ), сделаю no-вашему (ср.: сделаю по вашему совету )
2. Лексико - семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в peзультате распада многозначного слова на омонимы. Например:
долг I (задолженность) - долг 2 (обязанность); мир I (вселенная) - мир 2 (состояние без войны).
3. Лексико - синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов сейчас (из сей час ), сегодня (из сего дня ), сумасшедший (из с ума сшедший ).
Словообразовательная система, как и лексическая, характеризуются многозначными, омонимическими и синонимическими отношениями.
Так, многозначна приставка при-, придающая словам следующие значения:
1) пространственная близость, смежность (nрибрежный, приусадебный);
2) приближение, присоединение (nривязать, приколоть),
3) совершение действия не в полном объеме или на ограниченный срок (приотворить, приостановиться),
4) доведение действия до конца (приискать, nристроить ),
5) совершение действия в чьих-либо интересах (приберечь, приманить)
6) сопроводительное действие (притаптывать, nрищелкивать).
Словообразовательная омонимия создается, например суффиксом -ец: кавказец, самарец (местожительство), итальянец, немец (национальность), писец, продавец, (род занятий), просвещенец (общественная деятельность), лжец, мудрец (характерные свойства).