Ламетри

Отклоняющееся поведение влечет за собой определенные юридические последствия, связанные с применением мер воздействия принудительного характера. Государственная власть, как и любая другая разновидность социальной власти, опирается не только на убеждение, но и на принуждение.

Принуждение, применяемое в соответствии с правовыми нормами, является по сути государственным, поскольку оно санкционировано государством и определяется в каждом конкретном случае его органами или должностными лицами.

Непосредственная цель государственного принуждения многогранна. Она может заключаться в предотвращении или пресечении правонарушения, в восстановлении нарушенного права (состояния), в наказании виновного, в оказании на него позитивного воздействия, в предупреждении «незаконопослушных» людей и т.п. Скажем, штраф на нарушителя правил пожарной безопасности преследует цель предупреждения пожара, задержание подозреваемого в совершении преступления - цель пресечения возможных противоправных действий с его стороны, возмещение причиненного вреда - цель восстановления нарушенного права или состояния, уголовное наказание - цель кары и перевоспитания.

Для достижения таких целей используются разные меры государственного принуждения, одни из которых носят характер юридической ответственности, другие - сугубо восстановительный характер и именуются восстановительными мерами, третьи - профилактический характер и носят название «меры предупреждения» или «меры пресечения», четвертые - уничтожающий характер и соответственно считаются «мерами ничтожности», пятые - характер организационных решений и поэтому известны как «организационные меры» (например, импичмент).

Конкретные разновидности той или иной группы принудительных мер во многом зависят от отраслевой принадлежности нарушенной нормы права и от характера неправомерного поведения. За преступление могут назначаться лишение свободы, штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности, лишение специальных званий, степеней, классных чинов и государственных наград, а за особо тяжкие преступные деяния - даже смертная казнь (ст.44 УК РФ). За дисциплинарные правонарушения допускаются выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, расторжение трудового контракта.

В гражданском праве чаще всего фигурируют полное возмещение причиненных убытков, признание недействительной совершенной сделки, неустойка и другие штрафные санкции.

Но любая мера государственного принуждения в демократической стране применяется не произвольно, а через особое, правоприменительное правоотношение, складывающееся между субъектом отклоняющегося поведения и официальным органом (должностным лицом), уполномоченным назначать меры принуждения. Правоприменительный орган, используя обязательную для него процессуальную (процедурную) форму, устанавливает факт отклоняющегося поведения и с учетом всех его обстоятельств конкретизирует вид и меру принуждения, применяемого за содеянное.

Подробно правоприменение будет рассмотрено в следующем параграфе данной работы. Здесь уместнее оттенить другое: правоприменительное правоотношение не следует смешивать с теми правоотношениями, юридической формой которых олицетворяются применяемые принудительные меры. Последние не создаются, а лишь конкретизируются правоприменителем.

Существуют же они в рамках диспозиционных или охранительных правоотношений.

Ведь в одних случаях меры принуждения рассчитаны исключительно на восстановление нарушенного права участника ранее возникшего диспозиционного правоотношения (скажем, только на возмещение убытков), в других - на восстановление нарушенного права и на дополнительные обременения (к примеру, на возмещение убытков и на взыскание штрафной неустойки), в третьих - лишь на новые обременения, возникающие из-за отклоняющегося поведения. Соответственно, либо достигается «возвращение» участника уже существующего диспозиционного правоотношения «на свое место», исполнение им своей обязанности перед управомоченным именно по этому правоотношению, либо возникает другое, охранительное правоотношение, в рамках которого соответствующее лицо несет дополнительные или новые обременения, возлагаемые на него как раз за отклоняющееся поведение.

Охранительное правоотношение. Как уже отмечалось неоднократно, охранительное правоотношение является разновидностью обеспечительных правовых отношений. Поэтому оно характеризуется многими родовыми их признаками. Вместе с тем ему присущи и некоторые особенности.

Основанием возникновения охранительного правоотношения являются не те юридические факты (жизненные ситуации), которые обозначаются в гипотезах правовых норм дискретного действия. Таким основанием здесь служат определенные отклонения от правомерного, имевшие место внутри какого-либо диспозиционного правоотношения со стороны его непосредственных участников. Именно - отклоняющееся поведение, за которое законом (в гражданском обороте - договором) предусматриваются дополнительные или полностью новые обременения, т.е. специфические обязанности. Это - любые уголовные, административные, дисциплинарные и налоговые правонарушения, а равно гражданские, земельные и некоторые другие правонарушения при условии, если они влекут за собой меры не только восстановительного, но и «штрафного» характера.

Участниками охранительного правоотношения являются, с одной стороны, государство, с другой - лицо, обязанное по закону или по договору нести дополнительные или новые обременения за отклоняющееся поведение. Таким лицом по общему правилу становится сам правонарушитель. Однако отсюда возможны исключения, когда эти обременения по нормам гражданского права возлагаются либо на родителей, усыновителей, опекунов, либо на «проживающих совместно с душевнобольным», либо на владельца источника повышенной опасности, либо на муниципалитет, либо на государство, либо на работодателя, либо на страхователя (ст.ст.28,29,1068-1079 ГК РФ).

Соответствующая обязанность «ответственного» лица возникает чаще всего именно перед государством, а не просто перед тем или иным правоприменительным органом или должностным лицом. Это - одно из принципиальных отличий охранительного правоотношения от правоприменительного, где в качестве другого участника выступает конкретный правоприменитель. И вовсе не случайно, что многие правоприменительные акты (в частности, судебные решения и приговоры) выносятся от имени государства, в наших условиях - Российской Федерации.

Объектом охранительных правоотношений служит установленный в стране правопорядок. Именно ради того, чтобы все участники жизненных отношений, подвергаемых правовому регулированию, придерживались существующих для них общих правил поведения, предусматриваются дополнительные или новые обременения на случай, если кто-то из них нарушает эти правила, отклоняется от нормального русла того или иного диспозиционного правоотношения, не исполняет свои обязанности.

Содержание этих правоотношений тоже «двухслойное».

Юридический пласт состоит из обязанности нести дополнительные или новые обременения и из права государства принуждать к ее исполнению, а фактический - из правомерных действий обеих сторон по их осуществлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: