Государственная служба — это вид трудовой деятельности, состоящий в выполнении служебных обязанностей лицами, занимающими по назначению или выборам должность в государственном аппарате и получающими за это от государства («казны») вознаграждение.
Государственные служащие зачастую наделяются не только особыми правами и привилегиями, в частности, классными чинами (отсюда, чиновничество), но и несут особые обязанности в том числе и специальную, повышенную юридическую ответственность (отсюда, должностные преступления, преступления гос. служащих). Указом Президента от 22 декабря 1993 г. введено Положение о федеральной государственной службе, а 5 июля 1995 года принят Закон об основах государственной службы.
Непреходяще, но в настоящее время повышенно актуальна проблема бюрократий (буквально с французского — господство канцелярии).
Государственным служащим называется лицо, занимающее в установленном порядке должность в государственной организации и за вознаграждение выполняющее определенную работу по осуществлению задач и функций государства,
|
|
Виды государственных служащих:
а) по виду государственной деятельности — служащие органов
государственной власти, государственного учреждения, органов суда и
прокуратуры.
б) по характеру труда — руководители, специалисты и
технические исполнители.
в) по характеру служебных полномочий — имеющие
государственно-властные полномочия (должностные лица»
представители власти) и не имеющие их.
Должностные обязанности и права — это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно-служебных отношений.
- Обязанности бывают общие и специальные.
- Поощрения бывают материальные и моральные. Ответственность государственных служащих — это
применение к ним мер воздействия за упущения в работе (дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственности).
Контрольные вопросы
1. В чем заключается предназначение механизма государства?
2. Что включается в понятие «механизм государства»?
3. Дайте характеристику государственному служащему.
4. Какие принципы положены в основу функционирования органов государственной власти?
Рекомендуемая литература
1. Учебник ТГП.
2. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской федерации. Юристь. М. 1996.
3. Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб., 1910.
4. Учебник административного права (раздел: государственные служащие).
5. Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации, // «Государство и право», 2000 г., №3, стр. 12-19.
|
|
6. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное.//«Государство и право». 2003. №1. с. 13-24.
7. Черепанов В. А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. //«Журнал Российского права». 2003, № 9.
8. Глигич — Золотарева М. В. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти: зарубежный опыт. //«Журнал Российского права». 2003, № 4.
9. Научный взгляд на административную реформу. Международная научно — практическая конференция в Московском университете МВД России. //«Журнал Российского права». 2003, № 8.
10. Анисимцев Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно — государственного управления. //«Государство и право». 2003, № 6, с. 58-65.
11. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России. //«Государство и право». 2003, № 7, с. 10-18.
12. Князев С.Д., Арановский К.В., Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: значение опыта ФРГ для России. //«Государство и право». 2003, № 3, с. 120-122.
13. Сперанский С. И. Практика регионального управления М. М. Сперанского (1816 — 1821 гг.). //«Государство и право». 2003, № 5, с. 76-84.
14. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации». // Российская газета от 27 марта 2004 г. № 63.
15. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». //Российская газета от 8 апреля 2004 г. № 72.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2004 г. №136 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов». // Российская газета от 10 марта 2004 г. № 47.
7. Формы государства 7.1. Сущность и предназначение государства
Общепринятой считается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти. Считается, что государство — это дитя общества.
Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.
Разнообразие форм государства объясняется рядом причин, основными среди них можно выделить такие, как:
• исторические традиции развития национальных государств;
• исторические особенности становления национальных государственностей;
• соотношение социальных сил;
• национальный состав населения страны;
• зарубежный опыт;
• влияние метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых странах.