Приемы и методы, используемые в правотворческом процессе

При выработке правовых норм, издании нормативных актов используются определенные правила и приемы. Их совокупность образует юридическую технику. Уровень юридической техники свидетельствует о правовой культуре. Главным в юридической технике выступает терминология. К средствам юридической техники относится юридическая конструкция, то есть построение нормативного материала (например, состав преступления).

Среди приемов выражения законодательной воли выделяют: абстрактный прием — когда вся совокупность возможных юридических фактов охватывается обобщенным родовым понятием; казуистический прием, при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные индивидуальные признаки.

При совершенствовании правотворчества необходимы: учет общественного мнения, сочетание демократизма с профессионализмом, проведение правовых экспериментов, знание юридической техники, а также научная обоснованность.

Под законодательной техникой следует понимать совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации.

Под юридической техникой понимается совокупность правил, средств и приемов формулирования, вынесения и обработки индивидуальных правовых актов. Важная роль в юридической технике отводится терминологии, реквизитам, структуре.

Говоря о качестве нормативного акта, следует иметь в виду не только его юридическую, социальную и политическую характеристики, но необходимо обращать внимание и еще на одно немаловажное обстоятельство — цена закона. Она включает в себя два вида расходов:

первая — связана с бюджетными (и не только) затратами на его подготовку в ходе прохождения стадий нормотворческого процесса;

вторая связана с целевыми бюджетными расходами государства на обеспечение реализации его положений. Российская Федерация (в 2004 г. ее бюджет составил около 100 млрд. долларов) пока еще экономически не в состоянии обеспечить полную реализацию всех действующих федеральных законов. Следует отметить, что в 2000 г. бюджет страны (около 50 млрд. долларов) должен бы был быть в три раза больше, чтобы в полном объеме мог финансироваться правореализующй процесс.

Расходы, связанные с принятием только федеральных законов Российской Федерации, весьма значительны. Например, в течение 2003 г. в Государственную Думу было внесено 1165 законопроектов1. Лишь

Владимир Кузьмин. Сколько стоит закон. // Российская газета от 2 марта 2004 г.


каждый шестой из них был рассмотрен в нескольких чтениях. Из числа рассмотренных только каждый третий был принят, т.е. лишь 191 законопроект из общего числа стал действующим законом (т.е. чуть более 16%). В практике других государств наблюдается прямо противоположная картина. Например, в Финляндии (2003 г.) из двухсот с небольшим законопроектов парламент отклонил всего четыре, т.е. более 95% поступивших законопроектов стали законами.

Авторами примерно 20% поступающих ежегодно законопроектов являются законодательные собрания субъектов Российской Федерации. Самыми эффективными субъектами законотворческой инициативы в 2003 г. были Президент и Правительство России. Все поступившие от них законопроекты стали законами (от Президента — 32, от Правительства — 82). Такое положение соответствует сложившейся законотворческой практике государств со стабильным государственным строем. В тоже время, из 623 законопроектов, подготовленных в 2003 г. депутатами Государственной Думы, было реализовано только 541.

Несовершенство и низкая эффективность законотворческого процесса в России для ее бюджета является весьма обременительно. По оценкам специалистов, подготовка только одного законопроекта обходится налогоплательщику примерно в 450 тыс. рублей. На подготовку всех законопроектов в 2003 г. было израсходовано примерно 530 млн. рублей. Учитывая, что 84% проектов были отклонены на разных стадиях, то в разряд издержек следует отнести более 420 млн. рублей. Неэффективные расходы российской законотворческой системы этим не ограничиваются. Внесение и рассмотрение законопроектов также требуют финансовых затрат, идущих на лоббирование (более 800 млн. руб. неэффективного расходования) и непосредственное рассмотрение законопроектов (1,7 млрд. руб. неэффективного расходования). Таким образом, расходы на отклоненные только Государственной Думой законопроекты в 2003 г. составили почти 3 млрд. рублей.

Контрольные вопросы

1. Способы правотворчества.

2. Кто обладает правом законодательной инициативы в России?

3. Стадии правотворчества.

4. Каков порядок принятия закона?

5. Назовите порядок вступления закона в юридическую силу.

6. Способы повышения качества принимаемых нормативных актов.

1 Тамара Шекель. И Дума попала под сокращение. // Российская газета от 8 апреля 2004.


Рекомендуемая литература

1. Учебник ТГиП.

2. Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н. Демократические основы создания нормативных актов, // ж-л «Советское государство и право», 1989г., № 11.

3. Поленина СВ. Качество закона и совершенствование правотворчества, // ж-л «Советское государство и право»; 1987г., № 7.

4. А.И.Козулин О некоторых аспектах качества регионального закона, // ж-л «Государство и права», 2000 г., №6, стр. 78-84.

5. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» № 763 от 23 мая 1996г. // Российская газета от 28.05.96 г.

6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». //Российская газета от 12 марта 2004 г. № 50.

7. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации от 31 октября 1995 г.

8. Заявление пресс-службы Конституционного Суда Российской Федерации. // Российская газета от 15.07.98 г.

9. Приказ министра юстиции РФ от 14.07.99г. — № 217 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2000г. № 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000,№ 17, ст. 1877).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2001г. № 576 «Об утверждении требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // Российская газета от 09.08.2001г.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 г. № 514, утвердившее Положение о Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений. // Российская газета от 27 августа 2003 г. № 169.

13. Скурко Е.В. Метод социально-правового регулирования в решении задач правотворчества. //«Государство и право». 2003, № 1, с. 103-106.

14. Ермаков Д. Н. Законотворческая деятельность администрации президента Аргентины Х. Д. Перона. //«Государство и право». 2003, № 6, с. 78-85.

15. Архипцев Н. И. Уголовно — правовое законотворчество: проблемы и перспективы совершенствования. //«Журнал Российского права». 2004. № 2, с. 55-59.


12. Система права 12.1. Система права и ее структурные элементы

Под выражением «система»1 понимается «порядок расположения частей целого»2, «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»3.

Система права носит объективный характер. Она, как и законодательство, в конечном счете, определяется материальными и социальными условиями жизни общества. Нередко термин «право» и «законодательство» употребляются как синонимы. Однако это не так. Каждый из них имеет свою специфику.

Под системой права понимается ее внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы. (Правовая норма — институт права — подотрасль права — отрасль права).

Отрасль права — эта систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом. Критериями деления права на отрасли являются — предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли. Он представляет собой качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административном праве).

Метод правового регулирования — это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.

1 Происходит от греческого systema и означает «целое, составленное из частей».
// Большой энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова. Издание второе,
переработанное и дополненное. М.: Научное издательство «Большая Российская
Энциклопедия». С. Петербург «Норинт». 2000. С. 1102.

2 В.Даль. Толковый словарь живого великорусского словаря. М.: Терра —
Книжный клуб. 1998. С.166.

3 С.И.Ожегов. Словарь русского языка под ред.Н.Ю.Шведовой. М.: «Русский
язык». 1985. С. 624.


Подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.

Правовой институт — это группа норма права, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями. Например: институты права собственности в гражданском праве; в уголовном праве

— институты необходимой обороны и крайней необходимости.

Выделяются следующие виды правовых институтов:

а) внутриотраслевые — состоят из норм одной отрасли права;

б) межотраслевые — состоят из норм двух и более отраслей
(институты: опеки и попечительства; собственности);

в) простой институт;

г) сложный институт или комплексный (институт поставки —
включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности);

д) регулятивные;

е) охранительные;

ж) учредительные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: