Л. И. МАЛЕНКОВОЙ
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
МАЛЕНКОВА Л. И.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ.
Понятие и сущность метода воспитания
В современной педагогике метод воспитания определяется как способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанника (ков). Существенным в таком понимании метода воспитания является не только (и даже не столько) воздействие, сколько взаимодействие, предполагающее активную позицию воспитанника в процессе воспитания, акцент на САМОвоспитание и САМОактуализацию в организуемой воспитателем жизнедеятельности детей.
В теории и методике воспитания выделяют два понятия, которые нередко в обыденной педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия.
Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь; привитием любви к чтению; скрупулезным собиранием семейной библиотеки; красочными и увлекательными праздниками
и т. д. И лишь эпизодичным, сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: «В книге нельзя делать никаких пометок: сотри сейчас же свои пометки!» Или: «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».
|
|
Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать?), аргументирующей (зачем надо сделать?) и методической (как лучше это сделать?). В этом случае ребенок (подросток) имеет возможность оспорить аргумент или внести в него изменения, избрать собственные пути реализации действия, скорректированного под свои желания и возможности.
Классификация методов воспитания
В нашей концепции воспитания, основанной на идее, что суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (а отношение выступает в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной), мы выделяем три основные группы методов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.