Они призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения.
Этому служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности. Назовем некоторые из них:
1. Педагогическое требование выступает перед учащимися как конкретная реальная задача в ходе выполнения деятельности. По форме предъявления требования могут быть прямые (предписание, инструкция, приказание, указание...) и косвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...).
2. Приучение как метод представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий...
3. Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения.
4. Создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик ставится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения...
|
|
5. Пример окружающих взрослых либо сверстников; соответствующая предметная и этико-эстетическая атмосфера; общественное мнение в форме социальных правил, предписаний, оценок, требований, обычаев, традиций и личного мнения окружающих и т. д.
Определенные методические правила позволяют педагогу инструментовать различные вариации методов организации жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые из них:
– цель организуемой деятельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников;
– коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной;
– обеспечение активности каждого участника деятельности;
– технологическая четкость (времени, места, объема действий, порядок их выполнения, оснащенность необходимыми материалами);
– сочетание повторяемости (традиционность) с разнообразием (возможность выбора) организующих форм;
– сменные отношения взаимной зависимости и взаимного подчинения в организуемой групповой деятельности школьников;
– деятельность детей должна сопровождаться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой;
– скрытая педагогическая позиция взрослого, организующего деятельность детей.