Методы убеждения. Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения

Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изменение сознания воспитанника. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.

Можно выделить четыре основных группы метода убеждения:

информационные (когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...);

поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное);

дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу);

взаимного просвещения (когда понятия о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, рукописные альманахи, стенгазеты).

Выбор и результативность методов убеждения определяются особыми методическими правилами. Назовем здесь некоторые из них:

– компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения;

– актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы;

– опора на имеющийся у школьника опыт;

– тщательный отбор содержания (интересность, увлекательность, уход от банальности);

– обеспечение активной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность);

– общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль);

– учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность;

– оснащенность пособиями, техническими средствами;

– этико-эстетическая выразительность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: