История психологии. Появление специализированного психологического института в Лейпциге - момент знаменательный: психология отделилась от философии и

Появление специализированного психологического института в Лейпциге - момент знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии, обрела самостоятельное существование.

С этого момента можно отсчитывать становление профессии «психолог»: в институте В.Вундта прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники:

психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт–Петербурге;

психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования),

один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858—1921),

создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) и другие,

первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кеттелл (1860—1944).

События и процессы, повлиявшие на становление психологии:

Þ В конце XVIII в. во Франции возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям, связано с именем Ф. Пинеля (основатель психиатрии).

Þ Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов.

Þ Работы в области лечения гипнозом в конце XIX в. во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П. Жане), австро–венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд) и русской психиатрии (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский).

Þ Становление психоанализа З. Фрейда как первой психотерапевтической системы (распространенной за пределы клинического материала).

Þ Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин расстройства, лежащих в индивидуальном прошлом, то есть на основе психологических средств.

Þ Развитие в конце XIX — начале XX в. психологического тестирования и шире — психологической диагностики (английский исследователь Ф. Гальтон и французский ученый А. Бине).

Þ Возникновение в начале XX столетия в США Общества умственной гигиены (К. Бирс).

Þ Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX в.).

Þ Возникновение в США в первое десятилетие XX в. консультирования, связанного с выбором профессии (Ф. Парсон).

Þ В России первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве в 1897 г. (собственно психологический компонент консультирования был представлен в меньшей степени).

Þ Становление основных научных школ психологии, начиная с 10–х гг. XX столетия.

Þ Возникновение в США в годы, предшествовавшие второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.

Þ Становление в 40–е гг. XX столетия экзистенциально–гуманистической психологии и консультативной практики.

Þ Особое значение имела деятельность К. Роджерса (США), с именем которого связаны основные современные представления о психологической помощи как о помощи человеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: