Становление психологии как науки

Понятие «психология» впервые в 1590 г. использовано в трудах немецкого богослова Гоклениуса

В научный язык его ввел в 30-х гг. 18 века немецкий ученый Христиан Вольф (1679-1754).

Герман Эббингауз (1850-1909): «у психологии краткая история, но долгое прошлое».

В 1879 г. В.Вундт (философ, психолог, физиолог, врач) – первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, затем – психологический институт.

В.Вундт применял для исследования «души» методы исследования, принятые в физиологии.

Научная психология родилась как «дитя» философии и экспериментальной физиологии.

Античность

Демокрит - античный материализм

Платон – объективного идеализма

Аристотель – сочетал две позиции, трактат «О душе», душа – сущность живого тела, душа как то, что отличает живое от неживого

В ХVII в. предметом психологии становится сознание (знание души о самой себе), интроспекция – специально организованное самонаблюдение психолога.

Р.Декарт (1596-1650): существуют две субстанции (первоосновы мира) – телесная со свойством протяженность и душа со свойством мышление. Обосновал идею рефлекторной дуги. Душа равна сознанию. Метод исследования души – взгляд внутрь себя (интроспекция).

Такое понимание души и метода ее исследования сохранялось до начала ХХ в.

Психология развивалась в рамках ассоцианизма (принцип ассоциации как объяснение явлений сознания).

Дж.Докк (1632-1704) ввел понятие «ассоциация» – связь двух идей, при которой актуализация одной приводит к актуализации другой.

Принципы ассоцианизма:

Душа понималась как сознание

Сознание состоит из простых элементов («атомов»), которые объединяются в более сложные

Исследовать сознание возможно методом интроспекции

Предмет изучения – индивидуальное сознание (внутренний мир)

В конце Х1Х в. В.Вундт ввел метод эксперимента (специальная организация условий для исследования явлений)

Ф.Гальтон (1822-1911) - создание психодиагностических методов и исследование индивидуальных различий, статистическая обработка данных

Ф.Брентано (1838-1917) – сознание строится не из содержания (образов, идей), а из актов (суждений, представлений, оценок), активная направленность сознания

У.Джеймс (1842-1910) – теория «потока сознания», идея о целостности и динамичности сознания и о его адаптивной функции, заложил основы психологии личности

Ч.Дарвин, И.М.Сеченов размышляли о психологии как представители естественных наук

Психология дробится, дифференцируется

Первая треть ХХ в. – «открытый кризис» (П.Я.Гальперин) психологии: появление множества новых направлений (предмет, методы, объяснительные принципы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: