История психологии в России

Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт–Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт–Петербурге - первого в мире центра комплексного исследования человека.

Открытие Г. И. Челпановым первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (начал работу в 1912 г., официальное открытие состоялось в 1914). В те годы он был крупнейшим в мире психологическим институтом.

Развитие с дореволюционных времен педологии — практико–ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка («педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) как не соответствующая идеологическим принципам того времени.

Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20–е гг. XX в.

Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института (И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям.

Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30–е гг. XX в.

Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факультете МГУ.

Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР.

Создание Общества психологов СССР.

Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в МГУ (первый декан — А. Н. Леонтьев) и ЛГУ (первый декан — Б. Ф. Ломов).

Проведение в 1966 г. в СССР XVIII Международного психологического конгресса (Москва).

После долгого перерыва относительной научной изоляции установился (восстановился) научный диалог между отечественной и зарубежной психологией.

Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов).

Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90–е гг. XX в.), психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.

Наука

Þ Особая сфера человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика)

Þ Особый способ познания мира

Þ Система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности

Þ Система учреждений и организаций (академии, институты, лаборатории, профессиональные сообщества и др.)

Þ Законы формулируются в рамках теории на базе гипотез.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: