Психологии экономического и социального поведения людей

Наряду с этими общепринятыми научными законами повсе­местно наблюдается «открытие» законов психологии экономи­ческого и социального поведения людей не учеными, а пытли­выми наблюдателями, тяготеющими к анализу жизненных про­цессов, явлений, к их обобщению, представлению в форме устойчивых закономерностей. Подобные закономерности пове­дения, установленные чисто опытным путем, не претендующие по большому счету на право именоваться научными законами, не публикуются и не обсуждаются, за редким исключением, в научных изданиях. Зато они служат любимым объектом изложе­ния для публицистов, обозревателей, широко освещаются в прессе и звучат из уст юмористов, сатириков, выступающих со сцены. Такого рода эмпирически выявленные закономерности пси­хологии массового поведения, будучи не совсем всеобщими, за­частую охватывающие и выпячивающие только одну из сторон, проявлений поведенческой линии определенных социальных групп или личностей, в то же время улавливают многое характерное, типичное и значимое в реальной экономической и социальной психологии.

В этом смысле есть основания относить сценические творе­ния Аркадия Райкина, Михаила Жванецкого и им подобных к первооткрывателям ряда закономерностей психологии экономи­ческих и социальных отношений, поведения людей в производ­ственной, потребительской, бытовой среде. Вдобавок яркие опусы, миниатюры, освещающие типичные особенности психологичес­кого менталитета граждан, проявляющегося в характерных си­туациях, способны оказывать на людей воздействие, не уступаю­щее по силе научным трудам выдающихся экономистов, психо­логов, социологов.

Широкую известность получило освещение эмпирически ус­тановленных закономерностей психологии экономического и социального поведения людей талантливыми писателями-пуб­лицистами. Положения, наблюдения, обобщения, излагаемые в их приобретших популярность статьях и книгах, оказались настолько воспринятыми массовым читателем, что оправдали приписанные им название «законов».

Так родились законы С. Паркинсона, Д. Карнеги, Л. Питера, Эд. Мэрфи. Изданные многочисленными тиражами за рубежом книги этих авторов-законооткрывателей были переведены на русский язык и опубликованы в нашей стране, на время стали бестселлерами для любителей оригинальной пуб­лицистики.

Восприятие этих творений, увлечение и восхищение ими во многом обусловлено присущим данной ветви публицистической литературы легкому юмору и злой сатире. За внешней легкостью и весомой долей иронии в изложении эмпирических законов пси­хологии поведения бюрократии, чиновников, служащих, дело­вых людей, руководителей разного уровня скрываются подлин­ные, глубокие психолого-экономические и психолого-социальные закономерности действий, влияющих на судьбы людей, органи­заций, а в какой-то мере — регионов и целых стран. Но во мно­гом декларируемые в этих популярных аналитико-развлекательных произведениях положения носят частный характер, представ­ляют не правила, а исключения, способны устаревать во времени. В связи с этим следует задумываться о правомерности их приме­нения к той или иной реальной ситуации, а также о разделении забавного и серьезного.

Любопытно и приятно, что российская публицистика послед­них лет внесла свое слово в интерпретацию эмпирических зако­нов психологии экономического и социального поведения в виде Юрия Лужкова под названием «Российские законы Паркинсона», изданной в 1999 г.

В настоящем разделе конспективно излагается содержание ключевых утверждений, положений наиболее известных, полу­чивших повсеместное распространение законов экономическо­го, социального, политического, бытового поведения, связанных с упомянутыми выше именами их авторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: