Сущность принципа Литера

Во всякой иерархически построенной организации ее работ­никам свойственна тенденция продвигаться по службе до уровня, превышающего их компетентность.

Исследование должностных продвижений в рамках органи­зации свидетельствует, что изучение иерархии представляет со­бой новую отрасль науки, именуемую иерархиологией. Поскольку все мы учимся и работаем в иерархиях, поскольку нами управля­ют иерархии, эту новейшую из общественных наук надо знать каждому. Иерархию представляет любая организация, в которой ее работники или служащие занимают разное положение соот­ветственно их чинам, должностям, разрядам.

Иерархиология широко применима в сфере управления — будь то управление государством или собственными делами. Иерар­хиология есть наука, которая стремится на основе объективных исследований обеспечить более глубокое понимание структуры человеческих организаций. Принцип Питера дает ключ к пони­манию всех иерархических систем, а значит, и к пониманию об­щей структуры цивилизации.

Горстка чудаков пытается оставаться за пределами иерархии, однако каждый, кто связан с промышленностью, торговлей, по­литикой, государственным аппаратом, вооруженными силами, церковью и системой образования, так или иначе оказывается включенным в иерархию. И карьера его строится в соответствии с принципом Питера.

Компетентность определяется как состояние, позволяющее успешно действовать. С точки зрения реальных жизненных си­туаций ее следует охарактеризовать как обладание способностя­ми и умением выполнять конкретную функцию. Каждый работ­ник компетентен в той степени, в которой выполняемая им ра­бота отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности.

Многие могут добиться нескольких повышений, поднимаясь с одного уровня компетентности на другой, более высокий. Но компетентность на новом месте автоматически делает их канди­датами для дальнейшего повышения. Для каждого индивида пос­леднее повышение будет повышением с уровня его компетентнос­ти на уровень некомпетентности.

Таким образом, если времени и ступеней в иерархии окажет­ся достаточно, то каждый служащий должен подняться до своего уровня некомпетентности и остаться на нем. Общая тенденция такова, что со временем каждая должность будет замещена ра­ботником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей (не считая, естественно, молодых работников, только поступивших на службу).

Следствия из принципа Питера

1. Сливки поднимаются кверху, пока не прокиснут.

2. Для каждой существующей в мире должности есть человек, неспособный ей соответствовать. При достаточном числе про­движений по службе эту должность займет именно он.

3. Вся полезная работа совершается теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности.

4. Компетентность всегда несет семена некомпетентности.

5. До уровня некомпетентности поднимаются не только ин­дивиды, неэффективными становятся целые учреждения.

6. Некомпетентность плюс некомпетентность равны удвоен­ной некомпетентности.

7. Достойное дело имеет смысл поручать человеку, способно­му с ним справиться.

8. Чем выше иерархия, тем меньше ее свершения.

9. Эффективность иерархии обратно пропорциональна доле служащих, достигших уровня некомпетентности.

10. Начальство судит о компетентности как способности под­чиненных обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальства.

11. В силу инерции начальство стремится ублажить работни­ка, достигшего уровня некомпетентности вместо того, чтобы его уволить.

12. Индивид, занимающий наиболее могущественный пост в иерархии, склонен тратить все свое рабочее время на чепуху.

13. Получить должность труднее, чем удержаться на ней.

14. Равные возможности означают, что каждому в одинако­вой мере предоставлен шанс стать некомпетентным. Некомпе­тентность не знает преград ни во времени, ни в пространстве.

15. Чем выше поднимаешься, тем глубже увязаешь.

16. Компетентные работники, которые подают в отставку, встре­чаются чаще, чем некомпетентные, которых увольняют.

17. Как сверхнекомпетентность, так и сверхкомпетентность могут представлять угрозу для интересов учреждения.

18. Чем выше взбираешься вверх по иерархической лестнице, тем более скользкими становятся ее ступени.

19. В иерархии возможности компетентного подчиненного управлять некомпетентным руководителем превосходят возмож­ности некомпетентного руководителя управлять компетентным подчиненным.

20. Работа, которая вам не нравится, — это неприятно. Но под­линной катастрофой может стать разлука с ней в результате ва­шего повышения.

21. Способности потенциально компетентного человека со временем разрушаются, тогда как потенциально некомпетентная личность поднимается до уровня, где этот ее потенциал реализу­ется полностью.

22. Колледж или вуз не могут обеспечить компетентность, они могут обеспечить получение диплома.

Система продвижения по службе

Продвижению по службе способствуют следующие факторы:

1) результативность выполняемой работы;

2) степень проявляемого на работе усердия:

3) соответствие фирменному стереотипу;

4) способность угождать руководству;

5) срок службы, стаж работы;

6) наличие сильной тянущей руки;

7) наличие покровителей в организации и вне ее;

8) проталкивающая вверх сила собственных локтей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: