Во всякой иерархически построенной организации ее работникам свойственна тенденция продвигаться по службе до уровня, превышающего их компетентность.
Исследование должностных продвижений в рамках организации свидетельствует, что изучение иерархии представляет собой новую отрасль науки, именуемую иерархиологией. Поскольку все мы учимся и работаем в иерархиях, поскольку нами управляют иерархии, эту новейшую из общественных наук надо знать каждому. Иерархию представляет любая организация, в которой ее работники или служащие занимают разное положение соответственно их чинам, должностям, разрядам.
Иерархиология широко применима в сфере управления — будь то управление государством или собственными делами. Иерархиология есть наука, которая стремится на основе объективных исследований обеспечить более глубокое понимание структуры человеческих организаций. Принцип Питера дает ключ к пониманию всех иерархических систем, а значит, и к пониманию общей структуры цивилизации.
|
|
Горстка чудаков пытается оставаться за пределами иерархии, однако каждый, кто связан с промышленностью, торговлей, политикой, государственным аппаратом, вооруженными силами, церковью и системой образования, так или иначе оказывается включенным в иерархию. И карьера его строится в соответствии с принципом Питера.
Компетентность определяется как состояние, позволяющее успешно действовать. С точки зрения реальных жизненных ситуаций ее следует охарактеризовать как обладание способностями и умением выполнять конкретную функцию. Каждый работник компетентен в той степени, в которой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности.
Многие могут добиться нескольких повышений, поднимаясь с одного уровня компетентности на другой, более высокий. Но компетентность на новом месте автоматически делает их кандидатами для дальнейшего повышения. Для каждого индивида последнее повышение будет повышением с уровня его компетентности на уровень некомпетентности.
Таким образом, если времени и ступеней в иерархии окажется достаточно, то каждый служащий должен подняться до своего уровня некомпетентности и остаться на нем. Общая тенденция такова, что со временем каждая должность будет замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей (не считая, естественно, молодых работников, только поступивших на службу).
Следствия из принципа Питера
1. Сливки поднимаются кверху, пока не прокиснут.
2. Для каждой существующей в мире должности есть человек, неспособный ей соответствовать. При достаточном числе продвижений по службе эту должность займет именно он.
|
|
3. Вся полезная работа совершается теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности.
4. Компетентность всегда несет семена некомпетентности.
5. До уровня некомпетентности поднимаются не только индивиды, неэффективными становятся целые учреждения.
6. Некомпетентность плюс некомпетентность равны удвоенной некомпетентности.
7. Достойное дело имеет смысл поручать человеку, способному с ним справиться.
8. Чем выше иерархия, тем меньше ее свершения.
9. Эффективность иерархии обратно пропорциональна доле служащих, достигших уровня некомпетентности.
10. Начальство судит о компетентности как способности подчиненных обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальства.
11. В силу инерции начальство стремится ублажить работника, достигшего уровня некомпетентности вместо того, чтобы его уволить.
12. Индивид, занимающий наиболее могущественный пост в иерархии, склонен тратить все свое рабочее время на чепуху.
13. Получить должность труднее, чем удержаться на ней.
14. Равные возможности означают, что каждому в одинаковой мере предоставлен шанс стать некомпетентным. Некомпетентность не знает преград ни во времени, ни в пространстве.
15. Чем выше поднимаешься, тем глубже увязаешь.
16. Компетентные работники, которые подают в отставку, встречаются чаще, чем некомпетентные, которых увольняют.
17. Как сверхнекомпетентность, так и сверхкомпетентность могут представлять угрозу для интересов учреждения.
18. Чем выше взбираешься вверх по иерархической лестнице, тем более скользкими становятся ее ступени.
19. В иерархии возможности компетентного подчиненного управлять некомпетентным руководителем превосходят возможности некомпетентного руководителя управлять компетентным подчиненным.
20. Работа, которая вам не нравится, — это неприятно. Но подлинной катастрофой может стать разлука с ней в результате вашего повышения.
21. Способности потенциально компетентного человека со временем разрушаются, тогда как потенциально некомпетентная личность поднимается до уровня, где этот ее потенциал реализуется полностью.
22. Колледж или вуз не могут обеспечить компетентность, они могут обеспечить получение диплома.
Система продвижения по службе
Продвижению по службе способствуют следующие факторы:
1) результативность выполняемой работы;
2) степень проявляемого на работе усердия:
3) соответствие фирменному стереотипу;
4) способность угождать руководству;
5) срок службы, стаж работы;
6) наличие сильной тянущей руки;
7) наличие покровителей в организации и вне ее;
8) проталкивающая вверх сила собственных локтей.