Психология поведения личности в процессе ее деловых контактов с самыми разными людьми представляет весомый, значимый срез экономической психологии, а в более широком плане — человековедения. Многочисленные попытки выявить законы поведения людей, способствующие достижению успеха, полученного чувства удовлетворения от контактов и взаимоотношений, предпринимались американским социологом Дейлом Карнеги (1888—1955) и принесли ему мировую известность.
Книги Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», «Как перестать беспокоиться и начать жить» были переведены на русский язык и изданы первоначально в сокращенном виде в Советском Союзе только в 1978— 1979 гг. В полном изложении они стали известны российскому читателю благодаря перестройке в 1989—1990 гг., когда были опубликованы издательством «Прогресс» в Москве.
Содержание работ Д. Карнеги имеет выраженный рекомендательно-советующий, рецептурный характер. В основу приводимых в книгах поучений положено общее правило: «Чтобы достичь успеха, надо подстраивать образ своего поведения к психологии тех людей, с кем вы связаны, от кого зависимы, то есть прежде всего учитывать их цели, мотивы, интересы». Настройка на психологию своих партнеров, коллег, клиентов, слушателей поневоле требует знания и проникновения в их психологию, ее изучения, познания. Поэтому книги Карнеги, наполненные примерами ситуаций, возникающих в ходе контактов с самого разного рода личностями, и советами, как следует строить отношения с ними, поневоле раскрывают закономерности психологии поведения социальных групп, целых слоев общества. Эти общие свойства, законы поведения и должны быть ориентирами, маяками, на которые, по убеждениям Карнеги, следует держать курс во имя достижения удачи, возбуждения заинтересованности, привлечения на свою сторону.
Отправной точкой законов психологии поведения в интерпретации Карнеги служит принцип возбуждения заинтересованности, суть которого излагается следующим образом: «На свете есть только один способ побудить кого-либо что-либо сделать. Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы побудить другого человека захотеть это сделать». Итак, надо постичь желания, хотения людей, знать психологию их потребностей. В представлении Карнеги каждый нормальный взрослый человек хочет:
1) здоровья и сохранения жизни;
2) пищи;
3) сна;
4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги;
5) жизни в загробном мире;
6) сексуального удовлетворения;
7) благополучия своих детей;
8) сознания, ощущения собственной значимости. Отметим, что в своем представлении о желаниях и мотивах действий людей Карнеги идет намного дальше выдающегося психолога Зигмунда Фрейда, утверждавшего, что в основе всех поступков лежат сексуальное влечение и желание стать известным, великим.
Сформулируем первый закон Карнеги: «Изучайте, постигайте цели, желания, устремления, потребности других людей, ибо это главные струны, на которых удается сыграть интересующую их мелодию».
Исключительно важное высказанное Карнеги правило, характеризующее типичную психологию подавляющего большинства людей, с которыми приходится иметь дело, встречаться в жизни, гласит: «Люди не интересуются вами. Они не интересуются мной. Они всегда интересуются самими собой — утром, в полдень и после обеда». Согласно этому правилу маленький прыщ на собственном теле беспокоит, волнует человека гораздо больше, чем все муки и болезни человечества, вместе взятые.
Вывод из этого правила, назовем его вторым законом Карнеги, звучит примерно так: «Если вы хотите понравиться человеку, привлечь его, интересуйтесь самим человеком, его жизнью, делами, говорите с ним прежде всего о нем, а не о себе и не о других».
Главная трудность соблюдения этого закона поведения заключается в том, что тот, к кому он обращен, тоже человек, поэтому ему свойственно прежде всего думать и говорить о себе, что наблюдается повсеместно в нашей жизни. Так что второй закон Карнеги требует хотя бы показного преодоления приоритета собственной личности, своих забот в тот момент, когда вы вовлекаете в орбиту своих действий других людей. Это цена получения их расположения к вам.
Следствия из второго закона
1. Помните, что имя человека, с которым вы общаетесь, к которому обращаетесь, это самый важный и сладостный для него звук на любом языке мира.
2. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
3. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и для вас, и для других.
Третий закон поведения выражен следующим утверждением: «Стремитесь в основном соглашаться со своим партнером, уклоняться от спора с ним, уважительно относиться к его мнению». При соблюдении этого правила шансы на успешное сотрудничество значительно повышаются.
Следствия из третьего закона
1. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
2. Придерживайтесь дружелюбного тона.
3. Если вы не правы, не бойтесь признать это.
4. Не сетуйте, если собеседник присваивает вашу мысль.
5. Не настаивайте на убеждении, что полемизирующий с вами человек не прав.
Четвертый закон Карнеги отражен в формуле: «Не наносите людям чувство обиды». Действуя таким образом, вы сможете избежать отторжения со стороны людей и уменьшить число своих потенциальных соперников, врагов.
Следствия из четвертого закона
1. Не оскорбляйте людей, уважайте их достоинство.
2. Стремитесь вначале похвалить человека и только затем его укорять.
3. Давайте людям возможность оправдаться, сохранить свой престиж.
4. Будьте щедры на похвалу и одобрение.
5. Просите людей о том, что они будут рады сделать.
Пятый закон посвящен тому, как завоевать внимание и доверие людей, выступая перед ними, обращаясь к людям. Согласно этому закону успех публичного обращения обеспечивается уверенностью и убедительностью выступающего с обращением. Наличие этих факторов в соединении со знанием того, что хотят от вас услышать, — залог удачи.
Следствия из пятого закона
1. Старайтесь постичь глубокий смысл того, о чем вы говорите, и убедить слушателей в значимости для них сказанного.
2. Не допускайте и тени сомнения в том, что вы сами не верите своим высказываниям.
3. Минимизируйте прямое использование заранее заготовленных записей, импровизируйте.
4. Меняйте тональность речи по ходу выступления.
5. Придайте своей речи выразительность, образность.
6. Говорите с людьми на понятном им языке.
7. Возбуждайте любопытство, интерес со стороны публики необычными фактами, нетрафаретными, интригующими мыслями.
Шестой закон Карнеги формулирует шесть правил поддержания душевного спокойствия. Эти правила таковы:
1. Не тревожьтесь по поводу угроз, неприятных возможных событий, вероятность которых невелика. Пронесет мимо.
2. Не позволяйте пустякам сокрушать вас, они не стоят ваших забот.
3. Стремитесь занять свое время, займитесь любым полезным делом. Незанятое время основной источник беспокойства.
4. Думайте только о том, что заслуживает внимания.
5. Считайтесь с неизбежным. Старайтесь спокойно воспринимать то, что неизбежно (совет, данный осужденному на смерть Сократу сочувствовавшим ему тюремщиком, преподносившим чашу со смертельным ядом цикуты).
6. Забудьте о прошлом, оно уже позади. Не пилите опилки.
Завершим на этом исключительно краткое, сжатое изложение принципов Дейла Карнеги, выражающих правила рационального, успешного поведения человека среди людей и формирования отношений с людьми.