Родитель догадывается, что если он сходит в школу, то почти наверняка там ему могут сообщить что-либо не очень хорошее об его чаде. Однако идти туда без вызова желания нет.
Перед тем, как дать поручение сыну (дочери), от которого он(а) может отказаться, родитель говорит:
— Давненько я не был у тебя в школе. Может, выбрать время, сходить…
Через некоторое время родитель обращается к ребенку с поручением. Тот обычно соглашается. Ведь если отказаться, то отец разозлится и найдет время посетить школу, чтобы получить повод для серьезного наказания.
Мишенью воздействия здесь является боязнь ребенка быть наказанным за школьные грехи. Приманкой — возможность уйти от нежелательного сейчас обострения отношений, исполнив поручение. Трансактная схема первого обращения родителя изображена на рис. 43. Второе обращение осуществляется явной трансакцией Р->В, но скрытая Р->Д отложилась в памяти ребенка.
Рис. 43
По этой схеме могут производиться скрытые угрозы и в других ситуациях, когда предполагаются «грешки» со стороны детей.
|
|
Замаскированный шантаж
Мать:
— Если ты не подтянешься в учебе, скрывать это от отца уже не удастся. А ты его характер знаешь…
Мишень воздействия — страх наказания. Приманка — неведение отца (действительное или мнимое) о школьных неуспехах. Трансактная схема та же, что и на рис. 43.
"Взрослый" подход
Родитель:
— У меня нет денег на твои карманные расходы. Впрочем, если ты сходишь в магазин за продуктами и по пути сдашь бутылки, то деньги за них будут твоими.
— Да-а, там очередь…
— Но другой возможности у меня нет.
— Ладно, пойду.
Мишень воздействия — желание иметь карманные деньги. Приманка — возможность их заполучить. Трансактный анализ представлен на рис. 44. Явная трансакция Р->В дополнена скрытой В->В: взаимоотношения равных деловых партнеров — деньги надо заработать. Первоначально подросток пытается проигнорировать скрытую трансакцию, отвечая лишь на явную: Р<-В (рис. 44, а). Однако настойчивость родителя заставляет отреагировать на деловой подход: В<-В (рис. 44, б).
а б
Рис. 44
Стимулирующее сравнение — Брат учится лучше тебя, а новые джинсы просит не так часто, как ты.
Мишень воздействия — чувство вины за неважную учебу и завышенные требования: Р->Д. Приманка — будешь учиться лучше, тогда и о джинсах поговорим (В->В: деловой подход; рис. 45).
Рис. 45