1. Учет возрастных особенностей учащегося в процессе обучения. Психические и личностные новообразования как ориентиры в определении специфики обучения и целей учебной деятельности.
2. Младший школьник, подросток, старший школьник, студент - субъекты учебной деятельности.
3. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости и трудностей в обучении.
4. Мотивация учения. Внешние и внутренние мотивы. Мотивы "понимаемые и реально-действующие" (А.Н. Леонтьев). Широкие социальные, узко-личностные и учебно-познавательные мотивы (Л.Н. Божович). Приемы и способы активизации мотивационно-потребностной сферы учащихся на уроке.
5. Одаренные и способные школьники. Типология способных детей. Проблемы, с которыми сталкиваются одаренные и способные дети в школе. Организация обучения одаренных и способных детей.
Основные понятия: психологические новообразования, обучаемость, способности, одаренность.
Ответить на вопросы:
1. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
|
|
Выделите причины низкой мотивации у школьников, способы её коррекции.
Какие условия влияют на создание и поддержание познавательного интереса у учащихся?
Практическое занятие № 9
№ Тема. Психология воспитания
1. Понятие о воспитании. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Соотношение понятий "социализация" и "воспитание".
2. Взаимосвязь обучения и воспитания. Воспитанность и воспитуемость школьников. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Ценностные ориентации и их характеристика.
3. Моральное развитие и усвоение культурно-исторического опыта людей в процессе воспитания. Психологические механизмы формирования личности.
4. Самооценка и ее воспитательное значение. Технологии воспитательных воздействий и их психологические основы. Организация самовоспитания.
Основные понятия: воспитание, метод воспитания, прием воспитания.
Ответить на вопросы:
1. При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Дайте определение понятию «воспитание». Рассмотрите различные подходы к проблеме воспитания.
Выделите и рассмотрите основные средства воспитания, институты воспитания.
Выделите основные виды психологической поддержки школьников.
Выделите и охарактеризуйте проблемы неуспевающих школьников.
Практическое занятие № 10