Тема лекции 1. Философская антропология (2 часа)
1. Онтологические основы философской антропологии.
2. Соотношение природного и социального в человеке. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций человека.
3. Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность.
4. Личность как субъект и носитель свободы. Человек в системе социальных отношений.
5. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Тема лекции 2. Социальная философия (2 часа).
1. Общество и природа. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.
2. Основные философско-методологические подходы к анализу общества.
3. Общество как система. Важнейшие сферы жизнедеятельности общества.
4. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания. Массовое сознание.
5. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность.
6. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию процесса развития общества. Концепции исторического процесса (Дж. Вико, О. Конт, К. Маркс, Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер А. Тойнби, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.).
|
|
7. Общественный прогресс и его критерии. Проблема социального детерминизма.
Тема лекции 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия (2 часа).
1. Понятие культуры, ее структура и функции. Единство и многообразие культур. Культура и цивилизация. Философские концепции происхождения культуры.
2. Понятие «социокода» как форма наследования социального опыта. Традиции и инновации в культуре. Современные модели взаимодействия культур.
3. Ценности и ценностные установки. Понятие оценки.
4. Смыслы и ценности культуры. Особенности правовой культуры России.
5. Основные формы ценностного освоения бытия и их сущностные характеристики. Ценности права. Проблемы социальной реализации правовых ценностей.
Задания для подготовки к лекциям.
· Предварительное знакомство с категориальным аппаратом, используемым в лекции.
· Знакомство с рекомендованными первоисточниками.
· Знакомство с основной и дополнительной литературой.
· Продумывание проблемных вопросов, поставленных на предыдущей лекции.
Лекции для очно-заочной и очно-заочной (сокращенной) формы обучения.