Раздел 4. Общество. Цивилизация. Культура

Тема лекции 1. Философская антропология (2 часа)

1. Онтологические основы философской антропологии.

2. Соотношение природного и социального в человеке. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций человека.

3. Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность.

4. Личность как субъект и носитель свободы. Человек в системе социальных отношений.

5. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Тема лекции 2. Социальная философия (2 часа).

1. Общество и природа. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.

2. Основные философско-методологические подходы к анализу общества.

3. Общество как система. Важнейшие сферы жизнедеятельности общества.

4. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания. Массовое сознание.

5. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность.

6. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию процесса развития общества. Концепции исторического процесса (Дж. Вико, О. Конт, К. Маркс, Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер А. Тойнби, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.).

7. Общественный прогресс и его критерии. Проблема социального детерминизма.

Тема лекции 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия (2 часа).

1. Понятие культуры, ее структура и функции. Единство и многообразие культур. Культура и цивилизация. Философские концепции происхождения культуры.

2. Понятие «социокода» как форма наследования социального опыта. Традиции и инновации в культуре. Современные модели взаимодействия культур.

3. Ценности и ценностные установки. Понятие оценки.

4. Смыслы и ценности культуры. Особенности правовой культуры России.

5. Основные формы ценностного освоения бытия и их сущностные характеристики. Ценности права. Проблемы социальной реализации правовых ценностей.

Задания для подготовки к лекциям.

· Предварительное знакомство с категориальным аппаратом, используемым в лекции.

· Знакомство с рекомендованными первоисточниками.

· Знакомство с основной и дополнительной литературой.

· Продумывание проблемных вопросов, поставленных на предыдущей лекции.

Лекции для очно-заочной и очно-заочной (сокращенной) формы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: