Тема 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия

Понятие культуры. Структура и функции культуры. Единство и многообразие культур. Культура и цивилизация. Философские концепции происхождения и сущности культуры.

Понятие «социокода» как формы наследования социального опыта. Традиции и инновации в культуре. Современные модели взаимодействия культур: ассимиляция, интеграция, мультикультурализм. Проблематичность каждой из данных моделей.

Культурные универсалии как категории культуры. Смыслы и ценности культуры. Философское понимание ценностей (аксиология). Понятие ценности. Ценности и оценка. Структура оценки. Субъект и предмет оценивания, форма и основание оценки. Ценности и нормы. Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание норм. Система ценностей: пирамида ценностей. Базовые и преходящие ценности. Общечеловеческие, классовые, национальные, индивидуальные ценности. Право и ценности в жизни человека и общества. Проблема социального идеала и переоценки ценностей.

Основные формы ценностного освоения бытия: право, мораль, религия, искусство.

Социокультурные основания правового сознания. Ценности права и ценности морали. Справедливость и свобода как нравственно-правовые ценности. Проблемы социальной реализации правовых ценностей. Понятие правовой культуры. Особенности правовой культуры России. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России.

Лекции

Главное назначение лекционного курса для бакалавров заключается в том, чтобы помочь студентам вникнуть в предмет и правильно организовать систематическую работу над курсом в течение всего времени изучения, направить и организовать самостоятельную познавательную и творческую деятельность студентов. Эффективность небольшого лекционного курса по философии для бакалавров зависит от концентрированного, строгого изложения основных проблем курса. В связи с этим наиболее приемлемыми являются обзорные лекции по сквозной тематике.

Лекции должны стать для студентов путеводителем в лабиринте глубоких и сложных философских проблем.

Ввести студентов в данный курс.

Познакомить с основными философскими понятиями и категориями.

· Показать становление и формирование этих категорий по мере развития философского знания.

· Познакомить студентов с современными философскими школами, направлениями и течениями, наиболее важными дискуссиями в области философии. Исходя из требований образовательного стандарта, в лекциях необходимо остановиться на мировоззренческой и методологической роли философии по отношению к правовой теории и юридической практике.

· В лекциях даются рекомендации по использованию основной и дополнительной учебной литературы. Сложность чтения лекций для бакалавров заключается в том, что они будут читаться на первом курсе. Поэтому в лекциях должно присутствовать гармоничное сочетание простоты и доступности изложения материала с высоким теоретическим уровнем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: