Современные методы посттестирования позволяют определять эффект рекламы, воздействующей на адресата на важнейших уровнях:
♦ когнитивном (область сознания, рациональная деятельность);
♦ аффективном (область психологических установок и мотиваций);
♦ конативном (область поведения, действия).
Исходя из этого, известный бельгийский маркетолог Жан-Жак Ламбен выделяет три основных уровня коммуникативной рекламной эффективности:
♦ эффективность восприятия;
♦ эффективность на уровне отношения;
♦ поведенческая эффективность.
Эффективность на уровне восприятия означает способность рекламы преодолевать фильтры, формируемые потенциальными получателями рекламных посланий. Это позволяет рекламному сообщению достичь адресата. В случае отсутствия рекламного контакта эффективность рекламы (во всех ее формах), естественно, будет равна нулю.
Сравнительные показатели способности различных средств рекламы обращать на себя внимание, рассчитанные французским исследователем А. Моргенштерном.
Таблица – Сравнение эффективности воздействия на восприятие различных средств рекламы (по А. Моргенштерну)
Средства рекламы | Привлечение внимания, % | Запоминаемость, % | |
Кинотеатры | |||
Телевидение | |||
Пресса | |||
Радио |
Реклама в кинотеатрах является одной из наиболее эффективных с точки зрения ее восприятия и запоминаемости. К проблемам восприятия рекламы относится и уровень понятности рекламных текстов.
Эффективность на уровне отношения определяется способностью тестируемой рекламы вызывать доверие. На этом же уровне исследуются симпатии адресатов к рекламе (нравится/не нравится), к рекламируемому объекту и коммуникатору. Важным коммуникативным эффектом рекламы является также формирование предпочтения и убежденности относительно рекламируемого объекта (бренда).
Эффективность на уровне поведения вплотную связывает коммуникативную эффективность с экономической: сформированные психологические установки способствуют формированию мотивов поведения, непосредственно обеспечивающих покупку рекламируемых объектов.
Среди наиболее известных и часто проводимых процедур посттестирования рекламных сообщений можно назвать следующие.
1. Отзыв с помощью. Суть метода заключается в том, что респондентам показывают определенные рекламоносители. После этого задаются вопросы для определения того, сформировалось ли отношение респондента к фирме (рекламируемому товару) ранее или в результате воздействия рекламы. Специалист по рекламе при этом задает наводящие вопросы, и помогают сформулировать ответы.
2. Отзыв без помощи. Респондентам задаются вопросы относительно рекламируемого товара, реакции на рекламу и т. п. Затем респондент должен самостоятельно ответить на поставленные вопросы. Для этого ему могут быть предложены несколько пар антонимов – определений, отражающих противоположные точки зрения на товар или рекламу. Например: «прекрасное»-«ужасное», «сильное»-«слабое», «положительное»-«отрицательное» и т. п. Между ними располагается шкала, например: «сильное» / / / / / «слабое». Респондент должен отразить свое отношение, поставив точку или крестик в том интервале, который соответствует его мнению.
Для оценки узнаваемости и запоминаемости рекламных обращений часто используются метод Гэллапа–Робинсона и метод Старча.
1. Метод Гэллапа–Робинсона. Метод используется для того, чтобы оценить запоминаемость рекламы «по свежим следам», непосредственно после рекламных контактов. Он состоит в том, что через несколько дней после рекламного мероприятия 200 лицам, отобранным из целевой аудитории, предъявляют перечень торговых марок. Каждый из них должен ответить на вопрос, помнит ли он, что видел в определенном издании (радио- или телепрограмме) рекламу марки, которая тестируется.
2. Метод Старча. Он заключается в следующем. Каждый исследуемый представитель целевой аудитории в присутствии проводящего опрос просматривает публикацию и отмечает рекламные объявления, которые он видел ранее. При этом различают читателей, которые: 1) только видели рекламное объявление; 2) частично его читали и установили рекламодателя; 3) прочитали почти полностью все содержание рекламы. Метод дает возможность оценить спровоцированное воспоминание, к которому опрашиваемого подводят в ходе тестирования. Недостатком метода является ненадежность, так как он не позволяет проверить утверждения опрашиваемых, которые могут «вспомнить» рекламу, которую не видели.
3. Метод «тайников». При тестировании используют настоящие рекламные объявления, из которых изъята марка рекламируемой фирмы или товара. Опрашиваемые должны указать, какая марка пропущена, и описать ассоциации, которые вызывает данное рекламное обращение.
2. Экономический (коммерческий, сбытовой, торговый) эффект
Определение экономического (коммерческого, сбытового, торгового) эффекта рекламы является сложнейшей проблемой даже по сравнению с определением коммуникативного эффекта. Не повторяя сказанного выше, можно отметить, что здесь к уже имеющимся многочисленным неопределенностям добавляется новая: одна и та же сумма денежных средств может быть с одинаковым успехом истрачена как на гениальную рекламу, так и на бездарную.
Ключевым положением в оценке экономической эффективности рекламы является понимание рекламных затрат как инвестиций в достижение последующих экономических результатов коммуникатора.
Согласно результатам уже упоминавшегося выше исследования ученых из американского Вартонского университета, в 50% случаев (из 389 исследований) не обнаружилось зависимости реакции потребителей (объема сбыта) от количества рекламных объявлений или рекламного бюджета. Реклама воздействует на изменения сбыта опосредствованно – через психологию людей, через влияние на отношение, через внесение рекламой корректив в покупательское поведение. Поэтому важнейшим фактором эффективности рекламы становится творческий уровень того или иного рекламного обращения, рекламной идеи, рекламной кампании в целом. Поэтому, не боясь ошибиться, можно достаточно скептически отнестись к многочисленным методикам, позволяющим точно определить экономический эффект рекламы.
Общеизвестно, что большинство показателей количественной оценки экономической эффективности основываются на соотношении полученного экономического эффекта и способствующих его получению затрат.
Идеальными с этой точки зрения были бы такие показатели эффективности рекламы, как:
♦ прирост объема сбыта, достигнутый в результате рекламной кампании за определенный период;
♦ отношение прироста объема продаж товара, достигнутого за счет рекламной кампании, к сумме затрат на его рекламу;
♦ отношение прироста прибыли, полученной в результате рекламной кампании, к сумме рекламных затрат.
Формула, предложенная Ж.-Ж. Ламбеном, отражающая зависимость объема продаж Qt за период t от объема расходов на рекламу (St):
В то же время со всей определенностью можно сказать, что недопустимо весь прирост объемов продаж после рекламной кампании относить за счет действия рекламного фактора, например [71, с. 234; 72, с. 334; 73, с. 95 и др.]:
где: ТД – дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.; Тс – среднедневной товарооборот до рекламного периода, руб.; П – прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный периоды; Д – количество дней учета товарооборота в рекламном и послерекламном периоде.
Показателем сравнительной эффективности рекламных затрат можно считать коэффициент, получаемый от деления доли «голоса» рекламы конкретной фирмы (доля фирмы в общих рекламных расходах по данной товарной группе на конкретном рынке) на долю рынка по рекламируемой товарной группе. Так, если данный коэффициент меньше 1, то это значит, что эффективность рекламных затрат данного коммуникатора ниже, чем в среднем по данному рынку.
Определенную ценность в анализе эффективности рекламной кампании могут принести такие вспомогательные показатели торговой эффективности:
♦ отношение прироста объема продаж товара после рекламной кампании к сумме затрат на его рекламу;
♦ отношение прироста прибыли, полученной после рекламной кампании, к сумме рекламных затрат. Данный показатель по своей природе идентичен показателю возврата маркетинговых инвестиций (ROMI – Return on Marketing Investment);
♦ расходы на рекламу, приходящиеся на 1000 потребителей, подвергшихся воздействию всех видов рекламы;
♦ расходы на рекламу, приходящиеся на 1000 потребителей, подвергшихся воздействию данного средства рекламы;
♦ отношение количества покупок данного товара, вызванных его рекламой, к общему количеству покупок и др.;
♦ некоторые показатели медиапланирования могут быть использованы для оценки эффективности использования конкретной схемы размещения рекламы. Например, СРТ (Cost Per Thousand) – удельная сумма рекламных затрат на 1000 адресатов, достигаемых конкретным рекламоносителем. К этой же группе показателей относится и СРР (Cost Per Point) – удельная сумма затрат, приходящихся на один пункт GRP (Gross Rating PointP) – суммарный рейтинг по населению региона и др.
Экономическая эффективность определяется как отношение между прибылью (П) от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием рекламы, и расходами (3) на нее:
Экономический эффект от рекламной деятельности определяется по формуле:
где Эр – экономический эффект от рекламирования, руб.;
Тд – дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;
Нт – торговая надбавка на товар, в % к цене реализации;
Up – расходы на рекламу, руб.;
Uд — дополнительные расходы по приросту товарооборота, pyб.;
Из сказанного можно сделать вывод о том, что контроль рекламы даже на уровне рекламной службы фирмы и носящий тактический характер требует достаточно высокой компетентности сотрудников, больших усилий и средств. Поэтому проведение мероприятий контроля рекламы экономически целесообразно только при достаточно высоких объемах рекламных затрат.
Некоторые специалисты выделяют еще понятие психологической эффективности, измеряемой по структуре социально-психологической установки. Однако следует учесть, что психологический эффект рекламы реализуется в конечном итоге в формировании рекламной коммуникации. Более того, создание запланированной психологической установки и есть цель коммуникации данного типа. Можно сделать вывод о том, что самостоятельное рассмотрение психологической эффективности не является необходимым. Ее следует считать важнейшим фактором и составляющей коммуникативной эффективности рекламы.
Обоснованным представляется использование понятия социальной эффективности рекламы. При оценке эффективности социальной, политической или государственной рекламы именно социальный эффект является результатом воздействия рекламы на получателей.
Для проверки эффективности рекламы используют: анкетирование, опрос и различные тесты, например тесты на запоминание рекламы, на словесные ассоциации и др. Потребителей просят оценить в баллах такие качества, как способность рекламного средства привлекать внимание, вызвать желание прочитать до конца, информативность рекламы, силу воздействия на эмоции, убедительность аргументации.