Контрольная функция

Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания распределения и использования общественного продукта и национального дохода.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

1.2.2. Роль финансов в расширенном воспроиз­водстве, Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распре­делении финансовых ресурсов.

Процесс воспроизводства включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление. Каждая стадия воспроизводства обслуживается одной или несколькими экономическими категориями. Если исходить из общественного назначения государственных финансов (формирование и использование денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих функций), то наиболее значительная их роль на стадии распределения.

Каждый участник воспроизводственного процесса делит свою часть дохода на фонд потребления и фонд накопления. Но еще до этой стадии в распределительный процесс вмешивается государство, изымая из индивидуальных и коллективных доходов свою долю, используя такие экономические инструменты, как налоги, займы, страховые платежи.

Расширенное воспроизводство представляет собой непрерывное возобновление и увеличение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Особое место в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство оказывает влияние на воспроизводственный процесс через финансирование и кредитование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, осуществление социальных мероприятий и налоговую политику.

На современном этапе развития экономики произошло преобразование финансовых взаимоотношений между их участниками. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, работают по нескольким направлениям. Прежде всего, за счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создаётся ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей. Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате проведённой в 1992, 1994 – 1997гг. переоценке основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

Большое воздействие на финансы предприятий оказывают налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Однако в современных условиях налоговая политика не стимулирует расширенное воспроизводство вследствие высоких налоговых ставок.

1.2.3. Финансовая политика, ее зада­чи и содержание. Основное направления финансовой политики го­сударства в условиях рынка. Финансовый механизм, его струк­тура и роль в реализации финансовой политики.

Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы. Финансовая политика используется для решения задач стоящих перед экономикой. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач экономического и социального развития.

Финансовая политика охватывает все направления деятельности государства. Она одновременно имеет и самостоятельное значение, и является средством реализации политики государства в любой области.

Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику.

Однако финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, то есть выполняет вспомогательную роль.

Содержание финансовой политики составляет её стратегия и тактика.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации, возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.

Финансовая политика может быть прогрессивной, когда она базируется на научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений.

Многие российские специалисты отмечают, что финансовая политика России за последние годы не отличалась научной обоснованностью, не была целенаправленной, скоординированной и зачастую действовала вразрез с интересами субъектов воспроизводственного процесса.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает финансовое законодательство, организационные формы финансовых отношений, порядок формирования и использования децентрализованных и централизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансовой системы.

Финансовый механизм – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений, которые позволяют формировать и использовать финансовые ресурсы. Инструментами выступают налоги и неналоговые поступления.

Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Учет условий в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих приемов и методов, необходимых для реализации поставленных задач связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, развитие экономики всех регионов. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма.

Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта, национального дохода. Государство определяет налоги, принципы и направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику.

Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом, важное значение имеет контроль.

Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоёв населения и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они являются материальной базой для любых преобразований.

1.2.4. Финансовая система, ее сферы. Финансовые потоки и их взаимосвязь.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

В финансовой системе выделяют следующие сферы:

· Государственные и территориальные финансы;

· Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций);

· Финансы домашних хозяйств.

В соответствии с перечисленными сферами финансовой системы выделяются соответствующие звенья.

К государственным и территориальным финансам относятся:

· Государственная бюджетная система;

· Система внебюджетных фондов;

· Система государственного кредита.

Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя структуру финансовых взаимоотношений:

· Коммерческих предприятий и организаций;

· Некоммерческих организаций;

· Организаций различных форм собственности;

· Систему страхования.

Финансы домашних хозяйств состоят из оборота финансовых ресурсов населения.

1.2.5. Общее понятие об управлении финансами. Органы управ­ления финансами. Понятие финансового аппарата, его состав­ные части.

.

Управление как таковое представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости всех звеньев финансовой системы в сочетании с экономическими интересами государства и всех членов общества.

Управление финансами направлено на все виды финансовых отношений, складывающихся в экономической системе. К субъектам управления финансами относятся организационные структуры, которые осуществляют его. Совокупность всех этих организационных структур называется финансовым аппаратом.

Финансовый аппарат управления финансами можно разделить на три уровня:

· Общегосударственный аппарат управления;

· Аппарат управления субъектов Федерации;

· Аппарат управления финансами хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы представлен следующим образом:

- Президент

- Парламент

- Правительство

-Министерство финансов

- Министерство по налогам и сборам

- Центральный банк

- Министерство государственного имущества

- Счетная палата

- Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ

В субъектах Федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях действуют соответствующие финансовые учреждения.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами представлен финансовыми службами предприятий, учреждений, организаций (финансовый отдел, финансовое управление, финансовая дирекция).

В управлении финансами используются как специфические методы целенаправленного воздействия на финансы, так и единые приемы, и способы управления. К общим методам и приёмам, используемым в управлении финансами, можно отнести планирование, оперативное управление (регулирование) и контроль.

Следует помнить, что Министерство финансов РФ организует общее руководство финансами, проводит в жизнь единую финансовую политику государства, обеспечивает разработку и исполнение Государственного бюджета РФ.

Финансовые органы осуществляют нормативно-правовое регулирование путем законов и хозяйственных регламентов, а также выполняют контрольную функцию путем налоговой и ценовой политики: регулирование и ограничение монополистической деятельности отдельных предприятий, объединений.

Государство в лице Министерства финансов и подчиненных ему финансовых органов должно иметь информацию о платежеспособности предприятий и выполнении ими финансовых законов по налогообложению, о несостоятельности (т.е. банкротстве) предприятий.

Перед финансовыми органами на местах стоит задача после­довательно проводить курс на повышение эффективности произ­водства и увеличение денежных накоплений, рациональное ис­пользование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, спо­собствовать развитию новых форм хозяйствования, дающих пред­приятиям высокие экономические результаты.

 

Тема 1.3. Государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

1.3.1. Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы. Основные звенья государственных финансов.

Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.

Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная с вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.

Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе: в каждой стране "свои" государственные финансы отражают особенности "своего" государства.

Суть первой функции - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).

Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

И, наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

1 – бюджет

2 – внебюджетные фонды

3 – государственный кредит (займы)

4 – финансы государственных предприятий федерального подчинения

Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с созданием и использованием бюджетного фонда.

Функционирование государственного бюджета обусловлено двумя функциями: распределительной функцией и контролем.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти. Это предопределяет возможность оперативного использования средств и принятие достаточно быстрых управленческих решений при изменении экономической обстановки. Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ, как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти.

Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками рынка ценных бумаг (РЦБ). Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от платы налогов и таможенных пошлин.

Государство и кредит. В целях финансирования государственных потребностей государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих структур.

На практике сложилось, что при осуществлении кредитных операций государство является заёмщиком, а население и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заёмщика, так и кредитора. Когда речь идёт о государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства, поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственного кредита также являются бюджетные средства.

Государственный бюджет или бюджет центрального (федерального) правительства представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью государство оказывает воздействие на многие хозяйственные процессы. За счет госбюджета содержится армия, полиция, часть здравоохранения, наука, осуществляется защита окружающей среды.

Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены, и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.

Помимо бюджетных средств, в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности. Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например, бюджет военных предприятий, либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными - например, почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет.

1.3.2. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства. Бюджетная система, ее сущность и составляющие. Федеральный бюджет, его функции. Состав и структура доходов федерального бюджета.

Государственный бюджет - это доходы и расходы государства, или иными словами, это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства. Государственный бюджет утверждает высшая законодательная власть страны, а за его выполнение отвечает центральное (федеральное) правительство, то есть исполнительная власть.

Принципы построения бюджетной системы России закреплены конституцией, а также специальным бюджетным законодательством.

По экономической сущности государственный бюджет – это система денежных отношений, которые возникают между государством и юридическими лицами по поводу распределения в связи с формированием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного для выполнения государством его функций.

Бюджетная система – это совокупность видов всех бюджетов страны, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.

Государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов и имеет силу закона финансового плана государства на текущий финансовый год.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Перемены в экономике России, и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.

Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и ее бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств, включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.

У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

1. единства бюджетной системы Российской Федерации;

2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3. самостоятельности бюджетов;

4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5. сбалансированности бюджета;

6. эффективности и экономности использования бюджетных средств;

7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

8. гласности;

9. достоверности бюджета;

10. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии c законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня для финансирования расходов государства.

Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства.

С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач.

Виды доходов бюджета:

налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени), неналоговые, а также доходы целевых бюджетных фондов. Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и различные акцизы.

К неналоговым доходам относятся доходы:

1. от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2. от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

4. финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Определенную роль в доходах также играют и два таких источника как - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.

1.3.3. Сущность налогов, их роль в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы.

Основные источники доходов государственного бюджета – это налоговые поступления.

Налоги - это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица.

К налоговым доходам относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения – в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней, утверждаются бюджетным законодательством о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

3) государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством РФ.

К главным налогам по российскому законодательству, отнесены:

· налог на прибыль предприятий,

· налог на добавленную стоимость (НДС),

· подоходный налог с физических лиц.

· таможенные пошлины на импортные, экспортные и транзитные товары,

· фискальные монопольные налоги - на товары массового спроса, а также транспортные, коммунальные и культурные услуги.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, которое находится в государственной собственности, доходы от различных платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящихся в ведении государственных органов власти;

2) доходы от продаж государственного имущества, находящегося в ведении государства;

3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ после уплаты ими налогов и иных платежей в размерах, установленных правительством РФ;

4) доходы от внешнеэкономической деятельности;

5) доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Принципы налогообложения.

Налоговый кодекс РФ не определяет порядок исчисления налога и его уплаты, а устанавливает систему налогов России, определяет виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, понятие налога, сбора и т.д.

Согласно действующему законодательству под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов, которые осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами.

В качестве налогоплательщиков выступают физические и юридические лица.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. Фискальная политика – это политика, связанная с налогами и государственными расходами.

Налоги как инструмент фискальной политики бывает двух типов, прямые , которые взимают непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.

Первый тип: налог на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в т.ч. налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капитала за рубеж. Они взимаются с конкретных физических или юридических лиц, их называют прямыми налогами.

Ко второму типу относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или НДС; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.

Функции налогов:

Существуют три важнейших функции государственного управления налогообложением:

1) обеспечение финансирования государственных расходов (прямая функция налогов);

2) поддержка социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

3) государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (регулирующая функция).

1.3.4. Состав и структура расходов федерального бюджета. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

Расходная часть бюджета (или государственные расходы) показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Расходы бюджета подразделяются на - текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущие потребности государства, местных органов власти, бюджетных учреждений. Также к текущим расходам относится оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в виде дотаций и субсидий.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов юридическим лицам. Также к капитальным расходам относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Расходы государственного бюджета:

1) обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания РФ,
счётной палаты, центральной избирательной комиссии, федеральных органов
исполнительной власти и их территориального деления;

2) расходы на содержание федеральной судебной системы;

3) осуществление международной деятельности в общих федеральных интересах;

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства,
направленное на конверсию оборонных отраслей промышленности;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу;

6) поддержка различных видов транспорта (авиации, железной дороги,
морского);

7) поддержка атомной энергетики;

8) средства для ликвидации чрезвычайных последствий;

9) средства на финансирование космических исследований;

10) средства, идущие на содержание государственных предприятий,
организаций, учреждений;

11) обслуживание и погашение государственного долга и другие.

Бюджетный механизм является реальным воплощением бюджетной политики. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых
экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы
перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках
государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение;
доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы -
удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы, региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо - выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики.

Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. В среднем в государственных бюджетах они составляют 10-20% от общего объема государственных бюджетов. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают.

Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.

Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами.

При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.

Дефицит может быть вызван краткосрочными государственными вложениями в экономику, результатом чрезвычайных обстоятельств, когда обычных резервов недостаточно и приходится использовать другие источники.

Основные причины резкого скачка бюджетного дефицита в начале 90 х годов:

- низкая ликвидность общественного производства;

- нерациональная структура бюджета или его расходной части;

- неэффективный бюджетный механизм;

- консервативность финансовой политики;

- массовый выпуск необеспеченных денег.

С 1990 по 1995 года для покрытия БД в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования бюджета не применяется. Для этой цели используют различные ценные госбумаги.

Основные мероприятия по сокращению бюджетного дефицита:

- направление государственных инвестиций в эффективные сферы экономики;

- использование бюджетных льгот и санкций, позволяющих вполне учитывать конкретные условия хозяйствования и стимулировать рост общественного производства;

- сокращение государственного влияния на экономику и государственного финансирования;

- снижение военных расходов;

- финансирование только важных социальных программ;

- привлечение в страну иностранного капитала.

В конце 2007 г. Правительство одобрило изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Закрепляется норма, согласно которой возможный дефицит федерального бюджета ограничен 2% от величины валового внутреннего продукта.

1.3.5. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Порядок формирования и использования фондов социальной защиты граждан. Дорожный фонд и прочие внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу тех или иных социальных групп населения. Таким образом государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых потребностей и расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Основные причины, обусловившие возникновение внебюджетных фондов:

· потребность в значительных финансовых ресурсах и целесообразность в их концентрациях на государственном и территориальном уровнях;

· ограниченность в финансовых возможностях государственного бюджета;

· необходимость принятия оперативных решений по перераспределению ресурсов в случае изменения экономической ситуации.

С помощью внебюджетных фондов можно влиять на процесс производства путём финансирования или кредитования, обеспечивать природоохранные мероприятия, оказывать социальные услуги населению путём выплаты пособий, пенсий и т.д.

Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования и обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Основные внебюджетные фонды:

Экономические

Социальные

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования РФ;

• Фонд обязательного медицинского страхования;

Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow