Реферативная работа

Выполнение практического задания в виде реферативной работы предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Это весьма распространенная форма работа, направленная на выполнение определенной учебной задачи не всегда правильно понимается и выполняется студентами, что весьма снижает ее познавательную и образовательную эффективность.

Следует иметь в виду, что реферат – один из видов научно-исследовательской работы в вузе, в котором должно найти отражение следующее:

- уровень изученности темы

- навыки работы с литературными источниками;

- умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему;

- формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы.

Основная задача при написании реферата – наиболее полно раскрыть выбранную тему.
В практическом задании предлагается достаточное количество разнообразных тем для написания рефератов. Алгоритм выполнения задания:

1) Найдите и изучите соответствующую литературу по данной теме. Составьте список литературы по теме и проведите изначальный обзор и критический анализ литературных источников.

2) Подготовьте план-конспект последовательного логичного изложения содержания выбранной Вами темы, на основе которого следует составить план реферата.

План должен быть достаточно четким и лаконичным. Разделение содержания работы на отдельные пункты и подпункты должно служить логике раскрытия темы. Пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. Название каждого из них нужно сформулировать таким образом, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность. Недопустимо, например, чтобы один из пунктов плана реферата дублировал (возможно, в другой формулировке) саму тему.

Приступайте к работе над введением, которое включает в себя обоснование актуальности темы, цель и задачи, формулируется основная проблема. И далее над основным текстовым содержанием реферата, придерживаясь разработанного плана (в зависимости выбранной формы изложения материала). В общих чертах текстовое содержание представляет собой обзор литературных источников по теме с анализом и критической оценкой раскрываемых точек зрения мыслителей по определенному вопросу с позиции самого автора реферата, отмечаются положительные, неоднозначные аспекты рассматриваемой проблемы. Важно формулирование собственного взгляда на излагаемые и анализируемые суждения. Каждая глава должна содержать область выводов и смысловой, логический переход к следующему пункту (главе). В заключении подводятся итоги осмысления проблемы, формулируются общие выводы по каждому пункту основного текстового содержания реферата.

Выберите определенную форму работы над текстовым изложением реферата:

а) Строго последовательное изложение материала

Предполагает последовательное освещение замыслов и идей в строго установленном порядке по заранее определенной композиции, согласно разработанному плану. В данном случае, самое сложное – разработка плана, в котором закладывается логика изложения материала. Данная форма обеспечивает строгость, стройность, логичность передачи информации, но при этом требует достаточно высокий уровень знания источников, в которых освещается данная тема.

б) Выборочное изложение материала

Особенность данной формы изложения состоит в том, что сначала оформляются выводы, затем введение или тематические разделы. Трудность, как правило, возникает в установлении логической связанности отдельных фрагментов. В тоже время этот способ работы создает условия для относительной свободы в последовательности изложения и позволяет наиболее детально выделить и проработать проблемные аспекты темы, сделать наиболее продуктивные выводы.

в) Этюдный метод изложения

Данный метод основан на первоначальной проработки отдельных, не связанных друг с другом суждений, позиций, предположений, примеров, цитат, и лишь затем проведение неких общих связующих линий, обобщений, исключений, различений и т.д. И только после проведения систематизации наработанного материала по рассматриваемой проблеме, начинается работа по формированию целостного текстового содержания, составляется план его изложения, на основе которого воспроизводится окончательный вариант реферативной работы.

3) Выполните требования по оформлению реферативной работы, согласно общим требованиями выполнения письменных научных работ в вузе.

Реферат обязательно должен иметь следующие структурные единицы:

· Титульный лист;

· План;

· Введение;

· Основное содержание работы;

· Заключение (подводятся итоги осмысления проблемы);

· Список использованной литературы (не менее 10 наименований источников, оформленный в соответствие с установленными требованиями).

Общие требования к реферату, выступающие основанием для определения критериев оценивания выполненной работы:

- информационная полнота, точность и объективность изложения содержания первоисточников и литературы, в которых освещаются ключевые вопросы темы;

- соответствие излагаемого содержания теме и проблематике реферата

- умение выделять главное в исходных текстах, способность выражать смысл с помощью точных речевых формул, осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли; использовать языковые клише, характерные для научного стиля, полнота, доступность и ясность изложения структурных компонентов тематического содержания реферата;

- соответствие текста типовой структуре реферативной работы

- степень самостоятельности студента при выполнении задания;

- достаточное и необходимое использование литературы и источников;

- выполнение требований к оформлению реферативной работы;

- умение связать теоретические положения с различными аспектами социальной, профессиональной, повседневной жизнедеятельности.

Качественное выполнение реферативной работы свидетельствует об уровне информационной, мировоззренческой, творческой культуре мышления студента, характеризует его самостоятельные навыки и умения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Гуревич, П.С. Философия: учеб. для бакалавров, для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2012. – 573 с.

2. Основы философии: учебник / под общ. ред. А.Е. Ерыгина. – М.: Дашков и К» [и др.], 2009. - 488 с.

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / А.А. Радугин; Корр. М. Квинт. – «-е изд., перераб и доп. – М.: Центр, 2010. – 272 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия: Учеб. Для студентов вузов / Г.А. Спиркин. – 2-е изд.- М. – Гардарики, 2009. – 736 с.

5. Философия: учеб. Пособие для студентов вызов / отв. Ред. В.П. Кохановский. – 2 –е изд., перераб., и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 574 с.

Дополнительная литература

1. Алексеев П. В.Философия: [учебник для студ. вузов] / Алексеев П. В., Панин А. В.; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008; Изд-во Моск. ун-та. - 588 с.

2. Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии [Текст]: учебное пособие /.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 576 с

3. Бессонов, Б.Н. История философии: учеб. для студентов вузов нефилос. специальностей, [для подгот. бакалавров, для подгот. специалистов] / Б.Н. Бессонов. - М.: Высшее образование, 2009. – 278 с.

4. Гриненко, Г.В. История философии: учеб. для бакалавров, студентов вузов по дисциплине «Философия» / Г.В. Гриненко. - 3-е изд.; испр. и доп. - М.: Юрайт, 2012. – 684 с.

5. Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. - М.: Проспект, 2010. - 332 с.

6. История русской философии [Текст]: учебник / Под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2008. – 640 с.

7. История философии: учебник / Под ред. В.П. Кохановского, В.И. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 736 с.

8. Канке, В.А. Философия: учебник / В.А. Канке. – М.: Логос, 2007. – 376 с.

9. Кохановский В. П.Философия: конспект лекций / Кохановский В. П., Жаров Л. В., Яковлев В. П.; отв. ред. В. П. Кохановский. - Изд. 11-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. –

10. Налетов, И.З. Философия: учебник для вузов / И.З. Налетов. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 399с.

11. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Деловая книга, 2008. –1004 с.

12. Современная западная философия: учеб. пособие / В. Л. Абушенко [и др.]; под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск, 2009.

13. Философия: [учебник для студ. нефилос. спец. вузов] / Аполлонов А. В., Васильев В. В., Миронов В. В., Разин А. В.; под ред А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010; Изд-во Моск. ун-та. – 669 с.

Цифровые ресурсы

1. «Город философов» - философские афоризмы и выражения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 01.06.20011. http: // www.filgorod.boom.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Бучило, Н.Ф. Философия [Электронный ресурс]: электрон. учеб. / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М.: Проспект, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Электронный учебник).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: