Работа над литературой

После выбора темы работа над дипломом начинается с библиографических поисков. Автору необходимо сделать библиографический список работ, которые могут помочь раскрыть ему тему. Раскрытие темы- это представление имеющихся в науке взглядов, теорий и эмпирических исследований по заявленной проблематике.

Лучше всего на этом этапе поработать в тематическом каталоге областной библиотеки- выписать из разделов каталога, относящиеся к теме работы, подходящую литературу. Нужно помнить, что правильные названия и выходные данные книг и статей вам пригодятся, поэтому, в библиографических списках должны быть точные названия источников (правила указания источников см. в разделе «Литература»).

Практика показывает, что студенты на этом этапе работы ждут от своего научного руководителя прямых указаний на литературу, которую нужно анализировать, а зачастую даже целой подборки книг. Научный руководитель может вам назвать несколько источников, с просмотра которых следует начать ознакомление с литературой. Однако в обязанности руководителя это не входит, так как дипломированный психолог должен уметь самостоятельно работать с библиографическими списками, с тематическим каталогом, подбирать литературу по любой теме.

Библиографический список можно пополнять и из тех работ, которые вы начнете просматривать- в большинстве из них есть списки литературы, сноски на другие источники, еще не известные вам. На этом этапе удобно использовать тематические хрестоматии по психологии.

Не стоит пользоваться литературой, написанной педагогами, а не психологами. При близости названий, тем, терминологии, обычно педагогическая литература написана иным стилем и языком, близким к художественному, что совершенно не соответствует научному стилю дипломной работы.

Поможет в подборе литературы и обращение к «Реферативному журналу. Психология», в котором публикуются не только названия выходящих книг и статей по тематическим разделам, но и дается их краткая аннотация, которая вполне может пригодиться вам при написании первой главы. Реферативные журналы находятся в реферативном зале областной библиотеки и посмотреть их можно без заполнения требований в каталоге.

Для получения информации о самых последних исследованиях по вашей проблематике необходимо посмотреть периодические издания по психологии: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Психология в образовании», «Мир психологии», «Прикладная психология». Есть так же и другие издания: «Психотерапевтический журнал», «Иностранная психология», «Детский психолог» и др. Не забывайте сразу выписывать автора статьи, ее название, а так же название, номер и год журнала, а так же страницы, на которых напечатана статья- все это будет необходимо указывать в списке литературы.

Если у вас есть возможность, обратитесь к ресурсам Интернета. В Интернете можно найти библиографические подборки и авторефераты диссертаций, в которых отражены последние исследования по близкой тематике, и статьи из редких журналов, и работы на иностранных языках, которые так же можно включать в обзор литературы. Рекомендуем вам адреса некоторых русскоязычных сайтов по психологии:

https:// psychology. net. ru;

https:// psy.piter.com;

https:// www.psyhology.ru/library/;

https:// www.hpsy.ru;

Библиографический этап работы тесно переплетен с этапом работы над литературой. Работу можно начать с имеющихся учебников. Здесь вы получите общее представление о вашей теме. Однако конспектировать учебники не следует по нескольким причинам: во-первых, в них очень мало ссылок на автора излагаемого материала, во-вторых, ваша работа лишается индивидуальности, так как учебники слишком часто мелькают на страницах дипломных работ- при ознакомлении с работой текст учебников сразу виден, и кроме того, фундаментальных и основательных учебников немного. Таким образом, в учебнике вы можете получить лишь некую общую схему рассмотрения вашей темы.

Другой способ получения подобной схемы исследования- использование в качестве основы близкой по проблематике статьи из психологического журнала, так как часто статьи- это представленные в сжатом виде эмпирические исследования- дипломные, диссертационные работы.

После этого можно написать план теоретической части вашей работы, а затем вы можете уже «наполнять» отдельные параграфы- это сильно сокращает работу с литературой, так как задает содержательные рамки и сдерживает вас от желания включить в диплом все накопленные психологические знания.

Вам не следует подробно знакомиться с десятками книг. Достаточно проработать три-четыре основных. остальные источники вы просматриваете только в тех частях, которые относятся к вашей теме. Даже если вам ничего не удалось выписать из книги, вы можете о ней упомянуть в работе. Пример такого упоминания: «Проблемами развития личности занимались Л.И.Анцыферова (1), Л.И. Божович (2), И.С. Кон (14), о них писали С.Л. Рубинштейн (21), В.И. Слободчиков (24) и др.».

Вам придется сделать довольно много выписок из литературы- это позволит не только написать реферативный обзор литературы, но и обобщить прочитанный материал, и провести его анализ, при котором объем текста сильно сокращается. Старайтесь выписывать из книг не столько то, что вам интересно, сколько то, что относиться к теме, ее раскрывает. Не стоит использовать в дипломе те места из проработанной литературы, которые выглядят очень научно, но вам непонятны.

Лучше всего конспектировать на одной стороне листа: иногда при компоновке материала текст удобнее вырезать и клеить, не занимаясь переписыванием одного итого же. Если вам хочется оставить конспект какой-то книги на будущее- сделайте ксерокопию, с ней и продолжайте работу.

Работа над литературой должна позволить вам сформировать собственную позицию по поводу изучаемой проблемы, сформулировать гипотезу (в первом приближении), наметить план эксперимента, выбрать методы исследования.




double arrow
Сейчас читают про: