Результатами проектирования в области стандартизации и метрологии могут быть:
· объекты, регламентируемые нормативными документами, или их составные части;
· нормативные документы или их составные части;
· методики выполнения измерений и/или измерительного контроля параметров, контролепригодность которых вызвала сомнения при проведении экспертизы;
· методики мероприятий метрологического обеспечения (поверки, калибровки, метрологической аттестации);
· нестандартизованные средства измерений;
· документация на нестандартизованные средства измерений;
· изделия, представляемые чертежами общего вида или чертежами деталей, полученными после устранения обнаруженных экспертом недостатков;
· другие объекты, разработка которых представляется необходимой по результатам экспертизы.
В курсовом проекте объекты проектирования могут иметь разные уровни проработки, а результаты проектирования могут быть представлены в виде завершенной документации объектов или отдельных фрагментов документации, а также в виде схем (схемы изделий, нормативных документов, процессов) или в виде алгоритмических инструкций выполнения метрологических мероприятий.
Все разработанные в ходе курсового проектирования проектные решения можно представить как графическую часть курсового проекта. В частности графическая часть может включать:
· схемы нормативных документов или их составных частей (структурные схемы);
· структурные схемы проектов разрабатываемых процессов, алгоритмов или алгоритмических инструкций их выполнения;
· схемы измерений и/или схемы измерительного контроля параметров;
· схемы нестандартизованных средств измерений или схемы проектных документов таких средств измерений;
· структурные схемы, отражающие метрологическое обеспечение объекта (поверки, калибровки, метрологической аттестации);
Иллюстративный материал может полностью или частично воспроизводить исходный документ (представленные на экспертизу чертеж, схему) с наложением на него дополнительной информации (исправлений) или выполняться в виде плаката с альтернативными решениями, типа: «было – стало» или «исходный вариант – предлагаемый вариант», «ошибочное решение – корректное решение».
Если экспертиза нормативного документа показала необходимость изменения его структуры (введение соответствующего раздела или нескольких), а также разработки недостающих требований, объектом проектирования может быть новый документ. В рамках курсового проекта разработка нового варианта нормативного документа по результатам экспертизы исходного документа может ограничиваться подготовкой его структурной схемы и конкретного содержания одного или нескольких разделов. Новые материалы должны устранять недостатки исходного объекта (отсутствие информации, принципиальные ошибки и т.д.). Структуру нормативного документа (старую и новую, либо только новую) можно вынести на плакат (рис. 9.1).
Если при экспертизе обнаружены параметры с ограниченной контролепригодностью, можно проектировать методики выполнения измерений и/или измерительного контроля одного или нескольких параметров. Методики измерений (измерительного контроля) разрабатывают настолько полно, чтобы подтвердить возможность измерения (контроля) выбранного параметра. Такой подход избавляет от необходимости соблюдения всех требований стандарта ГОСТ 8.010 и позволяет обойтись необходимым минимумом проектной работы.
Из разделов МВИ, регламентированных ГОСТ 8.010, в курсовом проекте разрабатывают в обязательном порядке как минимум следующие два:
- нормы погрешности измерений и оценка реализуемой погрешности измерений;
- операции при выполнении измерений.
В этих разделах должны быть обоснованы нормы погрешности измерений параметра и подтверждена оценка реализуемой погрешности измерений. Описание операций при подготовке и выполнении измерений (при необходимости и регламентация условий измерений) должно служить основанием для оценки реализуемой погрешности измерений. При необходимости могут разрабатываться и другие разделы МВИ, указанные в ГОСТ 8.010.
Схема измерений и/или измерительного контроля параметра может быть элементом проектирования методики измерений (контроля), или самостоятельным объектом проектирования, если она имеет принципиальное значение, например, если измерения осуществляют стандартными приборами по специально разработанной методике.
|
Схемы нестандартизованных средств измерений разрабатывают в тех случаях, когда применение стандартных средств измерений невозможно или нецелесообразно. Например, можно разработать схему прибора с тремя (и более) чувствительными элементами для контроля параметров отверстий. Если такой схемы недостаточно для подтверждения контролепригодности параметра, может понадобиться разработка проектных документов на предложенные средства измерений. В последнем случае разрабатывают чертежи общего вида средства измерений или вспомогательного средства (узел крепления измерительной головки, узел базирования и крепления детали и т.п.).
При разработке схем измерений, схем измерительного контроля и схем средств измерений следует использовать условные обозначения и рекомендации по их применению, изложенные в разделе 5 настоящих методических указаний.
Если документами, представляющими объект экспертизы, были сборочные чертежи, чертежи общего вида или чертежи деталей, то результаты проектирования могут быть представлены новыми чертежами, свободными от обнаруженных в ходе стандартизационной и метрологической экспертизы недостатков. Это могут быть переработанные или вновь разработанные проектные или рабочие документы. Эскизы исходных и переработанных общих видов или деталей могут быть представлены на плакатах (рис. 9.2). Исходные чертежи представляют на защиту в виде приложения Пояснительной записки или вывешивают рядом с плакатами.
Проекты разрабатываемых процессов или алгоритмические инструкции их выполнения могут быть разработаны на уровне структурных схем с необходимыми описаниями. Структурные схемы можно представить на плакатах, а их описания привести в Пояснительной записке.
Исполнитель проекта может предложить и другие объекты проектирования, для разработки которых результаты экспертизы дают достаточные основания. Например, если для оценки погрешностей измерений по предлагаемой методике разработаны новые расчетные схемы, их можно отнести к объектам проектирования.
Принципиально возможным является графическое представление результатов стандартизационной экспертизы. Типовые недостатки, выявленные при экспертизе, можно представить в виде структурной схемы, фрагмент которой показан на рис. 9.3.
Такую схему можно дополнить рекомендациями по устранению выявленных недостатков, которые будут отражать элементы проектирования новых решений (подобный подход иллюстрирует рис. 9.4).
Тем же путем можно пойти при представлении результатов метрологической экспертизы. Представленный на рис. 9.4 фрагмент представляет обнаруженные в ходе экспертизы неконтролепригодные параметры изделия и пути устранения неконтролепригодности.
В схему может быть добавлен блок с конкретными наименованиями неконтролепригодных параметров изделия, например, от прямоугольника «Инструментальная недоступность» могут идти ответвления к прямоугольникам с конкретными параметрами («Глубина проточки в отверстии», «Ширина проточки в отверстии» и т.д.).
Подобные формы могут быть разработаны для представления недостатков метрологического обеспечения объекта или результатов анализа требований к точности взаимосвязанных параметров в информационных источниках.
Иллюстрации к работе по совершенствованию (модернизации) объекта могут строиться на основе представления эскиза исходного объекта с внесенными исправлениями (изменениями), например:
· отмечены и исправлены ошибки, обнаруженные при стандартизационной экспертизе,
· откорректированы до уровня обеспечения контролепригодности выявленные при метрологической экспертизе неконтролепригодные параметры,
· модифицированы нормы точности взаимосвязанных параметров.
Возможными вариантами проектирования являются методики измерений, измерительного контроля, поверки, метрологической аттестации и др. Ниже в качестве примера представлена методика измерительного контроля линейных размеров для группы однотипных изделий.