Общая характеристика форм передачи технологий

Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.

Различают следующие основные пути передачи технологий.

На некоммерческой основе: специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.; конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика; международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».

На коммерческой основе: продажа воплощенных технологий; прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий; продажа патентных и «ноу-хау» лицензий; совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом; координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование; лизинг; инжиниринг; консалтинг; портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.

Нелегальная передача технологий:

- промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность;

- техническое пиратство — массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.

Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.

Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

Виды лицензий.

· По наличию патента: патентные — на право использования запатентованного изобретения; беспатентные («ноу-хау») — дающие право на использование научно-технических достижений; «ноу-хау» — незащищенная патентами совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства.

· По объему прав, передаваемых лицензиату: простая лицензия — лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления); исключительная лицензия — лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах соглашения, лицензиар не может выдать аналогичные лицензии др. лицам, но может самостоятельно использовать лицензии (несерийные товары); полная лицензия — лицензиар уступает все права в течение срока действия соглашения, отказывается от самостоятельного их использования в течение этого срока (применяется редко).

· По способу коммерческой реализации: чистые — купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав; сопутствующие — сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии.

· По степени производственного освоения: достижения, освоенные в производстве; исследовательские.

· По предмету сделки: научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»); промышленные образцы; торговые знаки; услуги.

· По форме выплаты лицензионного вознаграждения: роялти — оговоренное участие в прибыли, периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения; паушальный платеж — единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок; комбинированные платежи — включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (10—15% от цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

Различают три типа франчайзинга: производственный; торговый (товарный); лицензионный (деловой).

Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.

Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим причинам:

- имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;

- уменьшается объем капиталовложений;

- возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;

- гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;

- возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:

- они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;

- получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;

- компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.

Возможные проблемы франчайзи: объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером; помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой; франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

Проблемы франчайзера: ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий; затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты; проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти; крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.

Международный лизинг — финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

В отличие от купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.

Наибольшее распространение в МЭО получил лизинг, который подразделяется на:

- оперативный — более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;

- финансовый — полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.

Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг — арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный — сдачу в аренду через третье лицо.

Экспортный лизинг — сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг — закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору.

Лизинг актуален для стран с высоким уровнем внешней задолженности и с ограниченными валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих промышленно развитых и развивающихся странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: