Тема 20. Основы публичного выступления

§ 1. Общее понятие об ораторском искусстве

Публицистический стиль речи реализуется не только в письменной (в средствах массовой информации), но и в устной форме (в выступлениях на конференциях, собраниях, совещаниях, съездах, митингах, в Государственной Думе). Такие формы публичной речи получили название “ораторская речь”. Известный исследователь русского языка В.В.Виноградов считал, что “ораторская речь - синкретический жанр. Она - одновременно и литературное произведение, и сценическое представление... Ораторская речь - особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового и гражданского “действа” (Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М., 1980. С. 120). Таким образом, ораторская, публичная речь - это особая форма монолога, подготовленная речь, литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики. “Особенный интерес, - пишет академик В.В.Виноградов, - представляют формы ораторской речи, обращенные к многолюдной аудитории или, по крайней мере, рассчитанные на нее, такие, как публичные лекции, религиозные проповеди, речи политические и судебные. В соответствии с обстановкой в них своеобразно деформирована интонационная структура, которая являет сложную ориентировку повествовательных форм с эмоционально-напряженными обобщениями, вопросами и увещаниями, отрешенными от привычных форм говорения, хотя ориентирующимися на них” (Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М., 1980. С. 120).

Таким образом, ораторская речь представляет собой особую форму монологической речи, рассчитанную на аудиторию, группу лиц. В публичном выступлении решаются проблемные вопросы, имеющие общественно-социальную значимость и гражданское звучание. Ораторская речь отличается, как правило, особой страстностью, эмоциональностью, экспрессивностью, пафосностью.

Многообразие ораторской речи связано с наличием в ее составе родов и видов красноречия. Роды и виды ораторского искусства различаются в зависимости от сферы коммуникации, функции речи (общение, сообщение и воздействие). В современной практике публичного выступления обычно выделяются следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское).

Социально-политическое красноречие обычно реализуется в социально-политической сфере общения. К нему относятся выступления на собраниях, конференциях, съездах, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитационные речи, парламентские речи в Государственной Думе. Такие речи характеризуются стремлением к решению важнейших экономических, социально-политических, общекультурных проблем.

Академическое красноречие реализуется в научной и научно-учебной сфере общения. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научное сообщение, научно-популярная лекция. В отличие от сочинений научного стиля академические речи характеризуются широким использованием выразительно-изобразительных средств, высокой степенью эмоциональности и оценочности.

Судебное красноречие реализуется в судебных выступлениях. Оно связано с необходимостью эффективного и целесообразного влияния оратора на суд, присутствующих в зале суда граждан, формирования убеждения судей. Выяснить, доказать, убедить - таковы три взаимосвязанные цели судебной речи. В судебной риторике обычно выделяется прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитительная) речь и самозащитительная речь обвиняемого.

Социально-бытовое красноречие реализуется в ситуациях неофициального и полуофициального общения, где люди собираются, чтобы в приятной обстановке провести время.К социально-бытовому красноречиюотносится юбилейная речь, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь (искусство тоста); надгробная речь (посвящена ушедшему из жизни).

Духовное красноречие - особый вид красноречия, функционирующий в церковно-религиозной сфере, связанный с отправлением церковного культа. Обычно различают дидактическое (учительное) красноречие, которое преследует цели морального наставления и воспитания (искусство церковной проповеди), и панегирическое, или торжественное, посвященное знаменательным церковным датам или государственным событиям. Искусство церковной проповеди называется гомилетикой.

Таким образом, ораторское выступление - сложный и многоплановый род речи, который испытывает на себе влияние разных форм и жанров современной речи. Это своего рода дискурс (коммуникативное событие), который отличает стилистическая полифония как результат воздействия не только различных стилей, но и единиц языка и речи с различной стилистической окраской.

В основе ораторской речи как особого типа монолога лежат разные функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ о последовательно сменяющих друг друга событиях), описание (изображение объекта в статике), рассуждение (доказательство определенных положений, установление причинно-следственных связей между отдельными сторонами описываемого объекта). Отмечают смешанные типы ораторской речи, совмещающие повествование и рассуждение, описание и объяснение.

§ 2. Композиция выступления

Целостность ораторской речи определяется ее структурно-композиционным содержанием. Композиция текста представляет собой последовательное, мотивированное замыслом оратора, темой и содержанием речи расположение всех частей публичного выступления, целесообразное соотношение этих частей. В композиции ораторского произведения обычно выделяют пять составных частей: зачин, вступление, основная часть, заключение и концовка. Одна из частей, кроме основной, может отсутствовать (без содержания нет речи).

Зачин - это часть речи, которая служит прежде всего для установления контакта со слушателями. Его цель - привлечь внимание к речи, к самому оратору, “зацепить” внимание слушателей. По мнению видного теоретика и практика ораторского искусства, знаменитого судебного деятеля А.Ф.Кони, для того, чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории. И здесь самый ответственный, важный момент - привлечь слушателей. Внимание всех вообще возбуждается простым, интригующим, близким, доступным каждому. Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны: что-нибудь из жизни, что-нибудь интересное, неожиданное, парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, а на самом деле связанная со всей речью (А.Ф.Кони. Избранные произведения. М., 1956. С. 112).

Вступление имеет несколько аспектов. Информационно-содержательный аспект связан с передачей аудитории информации о теме выступления, кратким сообщением тех проблем, которые будут решаться в ходе речи. Во вступлении (особенно к академической речи) обычно сообщается цель выступления, его план. Психологический аспект предполагает умение оратора установить, поддержать и сохранить контакт с аудиторией, усилить внимание и интерес слушателей к речи. Вступление помогает оратору перейти к главной части, где и излагается основное содержание выступления.

В основной части излагается основное содержание речи. Оратор здесь оперирует фактами, анализирует примеры, приводит необходимые доводы в подтверждение своей позиции, спорит с предполагаемыми или реальными оппонентами - словом, применяет весь арсенал полемических приемов.

Полемическая форма речи при этом предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т.д., основанную на этих фактах строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателей, необходимое в процессе убеждения. Убедительность полемического выступления во многом зависит от тех аргументов, с помощью которых обосновывается истинность основной идеи, а также от степени использования в качестве доказательств фактов и положений, не требующих обоснования.

В заключении речи оратор подводит итоги сказанному, суммирует, обобщает мысли, высказанные в основной части, кратко повторяет основные доводы речи. Таким образом, заключение может иметь форму кратких выводов или резюме. Кроме того, в заключении оратор может наметить пути развития высказанных им идей, указать перспективы дальнейшего исследования поставленных проблем.

Концовка обычно содержит этикетные формулы призыва или пожелания. Она может иметь форму лозунга, призывающего слушателей к конкретным действиям (например в митинговой или агитационной речи). Лозунг произносится пафосно, с большим эмоциональным подъемом. А.Ф.Кони считал, что конец речи должен закруглить ее, связать с началом Он писал: “Конец – разрешение всей речи…; конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали…, что дальше говорить нечего” (Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1956. С. 114).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: