Тема массовых гимнастических выступлений и средства ее выражения

В основе каждого массового гимнастиче­ского выступления должна лежать тема или ведущая идея, которая определяет содержание выступления. Средствами выражения темы или ведущей идеи в массовом гимнастическом выступлении являются: вольные гимнастические упражнения (без предметов и с предме­тами), упражнения на гимнастических снаря­дах, смысловые массовые построения и пира­миды, а также музыкальное и художественное оформление. Тема или ведущая идея в гимна­стическом наступлении может быть выражена лишь в простых лаконичных плакатных фор­мах.

Каждое массовое гимнастическое выступ­ление состоит из нескольких гимнастических упражнений, композиционно увязанных между собой.

Вольные упражнения

Все вольные упражнения делятся на упражнения без предметов и с предметами (палками, булавами, мячами, шарфами, фла­гами, лентами, скакалками, дисками, ядрами, копьями, шестами, цветами и т. п.). Бодрые, веселые вольные упражнения используются в выступлениях детей школьного возраста. В упражнения включаются имитационные дви­жения, а выступление в целом обычно строит­ся на игровой фабуле. От того, какая выбрана фабула, увлекает ли она зрителей, отвечает ли их интересам, зависит успех выступления. Опыт показывает, что наибольший успех при­ходится на долю тех детских выступлений, фа­була которых заимствована из общественной жизни нашего народа («Спасение челюскин­цев», «Любим героическую Красную Армию», «Праздник в честь Дня победы», «Осваиваем космос», и т. п.).

Женские вольные упражнения чаще всего исполняются плавно, с закругленной формой движения рук и кистей. В них включаются танцевальные шаги, повороты, прыжки, эле­менты художественной гимнастики и акроба­тики. В женских выступлениях редко практи­куются силовые упражнения. Не рекомендует­ся включать в упражнения женщин много тан­цевальных элементов, хореографических поз и соединений, характерных для балетных компо­зиций.

Следует помнить, что это прежде всего гимнастические упражнения.

Упражнения для мужчин состоят из слож­ных гимнастических элементов и соединений, построенных на точных, геометрически пра­вильных положениях. В мужские упражнения обычно включается большое количество акро­батических элементов (сальто, фляки, акроба­тические стойки, прыжки, сложные равновесия и т. д.).

По своему характеру упражнения, выпол­няемые мужчинами, должны демонстрировать силу, мужество, выносливость.

В смешанных упражнениях женщины и мужчины могут исполнять и одинаковые и разные движения. В последнем случае упраж­нения женщин и мужчин композиционно увя­зываются.

В практике проведения массовых гимнасти­ческих выступлений широкое распространение получили вольные упражнения типа «заряд­ки», акробатические и поточные упражнения.

Упражнения типа «зарядки», как правило, исполняются в быстром темпе и состоят из бодрых и энергичных движений. Они не только демонстрируют пластическую красоту движений, но и пропагандируют упражнения утренней гигиенической гимнастики («за­рядки»).

Практикуется и другая структура упраж­нения, при которой первая часть проводится в быстром темпе, вторая часть — медленно, а к концу — движения снова убыстряются. Выбор структуры упражнения в значительной степе­ни зависит от ритма всего выступления. Уп­ражнения типа зарядки могут исполняться не только раздельно мужчинами и женщинами, но и совместно.

В первой части смешанной «зарядки» обыч­но мужчины и женщины выполняют одинако­вые движения, во второй — разные, контраст­ные, но композиционно между собой увязан­ные, и в последней, третьей части, — снова одинаковые движения. Упражнения типа за­рядки проводятся под бодрую жизнерадост­ную музыку, но могут проводиться без музы­кального сопровождения, под метроном и да­же без всякого звукового сопровождения.

Исполнение упражнений без звукового со­провождения требует большой предваритель­ной тренировки.

В вольных упражнениях имеется много элементов и соединений, выполнение которых требует от выступающих гимнастов высокого уровня спортивного мастерства. Однако, труд­ности выполнения упражнений не всегда по­нятны массовому зрителю, и поэтому режиссеры в последнее время все чаще используют в своих композициях элементы акробатики, акробатические связки (соединения элементов) и даже целые акробатические упражне­ния, пользующиеся большим успехом. Акроба­тические упражнения представляют собой раз­личные кувырки, перевороты, прыжки, стойки на кистях, упражнения на подкидных досках, трамплинах и батудах, а также групповые уп­ражнения (по два, три, четыре, пять и более человек).

Большим успехом у зрителей пользуются поточные упражнения, представляющие собой красивое и очень эффектное зрелище. Эти упражнения выполняются гимнастами после­довательно. Движения как бы перекатывают­ся от одного конца колонны к другому и об­ратно. Непременное условие поточных движе­ний — сомкнутость строя. Они выполняются в построении в одну шеренгу, в колонну по одному или по кругу. При построении в колон­ку по одному зритель видит перед собой как бы только одного человека, стоящего первым, наклоны корпуса участников упражнений в разные стороны создают непривычный для глаза рисунок волны; поднятые в различных направлениях руки создают другой рисунок, а перемена положения рук вызывает у зрителей впечатление крыльев мельницы. Колебание кистей рук создает новый красочный рисунок. В этом построении или в построении по кругу взатылок друг другу выполняется «винт».

Для того чтобы изобразить «волну», гимна­сты делают наклон или приседание последовательно с небольшим отставанием друг от друга, а затем так же последовательно, от участника, начавшего движение «волны», возвращаются в исходное положение. «Волна» может быть обогащена введением движений рук без предметов или с предметами.

При выполнении поточных упражнений применяются различные исходные положе­ния — стоя, сидя, лежа, на коленях и т.д., все это помогает создавать красивые построения и композиции движения

Выполнение поточных упражнений в спе­циально организованных построениях с по­мощью дополнительных предметов и конструк­ций дает возможность создать на стадионе узоры, напоминающие огромные поля пшени­цы, бушующее море, клумбы, огромные цве­точные вазы, солнце и т. п.

Большое значение при подготовке поточ­ных упражнений имеет подбор цвета костюма. Контрастная смена цвета костюмов во время исполнения упражнения очень украшает выступление.

Созданию яркого и красочного зрелища весьма способствует показ вольных упражне­ний с предметами и снарядами; вот почему без них не обходится ни одно массовое гимнастическое выступление. Наиболее распространен­ными являются упражнения с булавами, обру­чами, шарфами, лентами, флагами, цветами, палками, копьями, дисками, клинками, шеста­ми, скамейками. Упражнения с предметами должны быть динамичными, движения — соот­ветствовать фактуре предмета.

Избранный для гимнастического упражне­ния предмет не следует понимать как элемент украшения Он определяет собой характер гимнастического упражнения. Если для уп­ражнения избран мяч, то основой упражнения должно быть бросание и ловля мяча, если избран диск, то упражнения должны имитиро­вать движения метания диска

Предмет должен способствовать показу изящества, силы, ловкости и мастерства вла­дения данным предметом. К сожалению, неко­торые режиссеры, используя в выступлениях разнообразные предметы, особенно ткани, больше думают о внешней «красивости», со­здаваемой этими предметами, чем о красоте движений. Это нередко наносит ущерб вы­ступлению в целом.

В последние годы в массовых гимнастиче­ских выступления широко применяются поль­зующиеся у зрителей большим успехом трансформирующиеся предметы булавы, превра­щающиеся в букеты цветов, в флаги, в вымпелы или в зонтики; гимнастические скамейки — в легкие металлические лестницы, шесты — в большие стяги, знамена и флаги спортивных обществ; в обручах появляются разноцветные вымпелы На основе простых принципов устройства складных китайских игрушек раз­ноцветные гирлянды трансформируются в гар­мошки, в шары и снова в гирлянды.

Обычно гимнаст выполняет упражнение с одним (шарф, палка, клинок, мяч, обруч) или двумя (ленты, булавы) предметами. Однако, иногда с шестом, гимнастической скамейкой или с кругом одновременно работают несколь­ко гимнастов. В этих случаях сам предмет объединяет движения исполнителей упражне­ния, способствует согласованности их дейст­вий. Эти предметы могут быть использованы и как гимнастические снаряды.

Особое значение при исполнении вольных упражнений на стадионах имеет композиция всего выступления и общие рисунки (узоры) каждого упражнения. Узоры складываются из трех элементов: из конфигурации построения и перестроений участников на поле стадиона, из самих движений, соединений, поз, а также из красок — цвета костюмов и применяемых в упражнении предметов (снарядов). Движение и цвет костюмов подчеркивают конфигурацию, а подчас и изменяют ее.

Уже самый процесс заполнения гимнаста­ми «рабочей площади» должен создать на по­ле стадиона красивый узор.

При исполнении вольных упражнений на поле стадиона чаще всего применяются по­строения, имеющие форму прямоугольника, ромба, многоугольника и т. д. Обогащают вы­ступления меняющиеся рисунки (узоры). В этих случаях чаще всего применяются такие построения: круги, полукруги, квадраты в прямоугольнике, квадраты в шахматном рас­положении, ломаные линии, «волна», круги с квадратами, пустой круг и т. д.

В каждом построении количество участ­вующих зависит от интервала и дистанции, с какими они располагаются на поле стадиона Чем сложнее рисунок, тем большее количество участников необходимо для его изображения. Наиболее выгодные интервалы и дистанции при выполнении массовых вольных упражне­ний — 2 метра по фронту, 4 метра в глубину, а также 2X2 и 4X4 метра.

При исполнении поточных упражнений или упражнений, составленных для плотного строя, интервал и дистанция могут быть до­ведены до 1 X 1 метр. При исполнении упраж­нений с большими предметами, акробатиче­ских упражнений, а также упражнений боль­шей трудности интервал и дистанция могут быть увеличены до 8 метров.

Творческие усилия режиссера должны быть направлены на поиски зрительно интересных узоров и перестроений. К сожалению, в ре­шении этой интересной задачи допускается много ошибок. Так, некоторые режиссеры в одном и том же выступлении используют слишком большое количество быстро меняю­щихся узоров, что ослабляет внимание зрите­лей и снижает их интерес к выступлению. В упражнении продолжительностью в 2—2,5 ми­нуты не должно быть больше трех перестрое­ний.

Иные режиссеры совершенно не разраба­тывают способы перехода (перестроения) из одного узора в другой. Подчас избирают такие узоры, при которых невозможно организовать красивый переход, ибо участникам приходится перебегать по 50—80 метров с одного места на другое. В этом случае беспорядочная беготня и вызванная ею суета значительно снижают зрелищный эффект, даже если последующий узор более красив, чем предыдущий. Участни­ки выступления во время перестроения долж­ны переходить на новое место самым кратким путем; переход должен занимать не более 8—16 музыкальных счетов. Режиссер должен также стремиться к тому, чтобы переход участ­ников из одного узора в другой был для зри­теля незаметным, а возникновение нового узора неожиданным. Если это сделать нельзя, то следует отказаться от подобных перестроений. Ни одно построение, ни один даже самый простой узор не будет правильно восприни­маться зрителями, если в процессе подготовки выступления не будет достигнуто идеальное фронтальное и диагональное равнение, если у гимнастов не будет выработано умение ориен­тироваться во время перестроений друг на друга и одной группы на другую. Равнение и ориентировка вырабатываются прежде всего на основе специальной разметки поля, прону­мерованного кнопками.

Упражнения на гимнастических снарядах

Исполнение упражнений на гимнастиче­ских снарядах является наиболее интересной частью массового гимнастического выступле­ния. Такие упражнения демонстрируют слож­ную спортивную технику и высокий уровень подготовленности участников выступлений. Очень эффектны упражнения, выполняемые синхронно большим количеством гимнастов, а также сольные исполнения сильнейшими гим­настами упражнений на высоко поднятых от земли снарядах. К числу гимнастических сна­рядов относятся: перекладины, кольца, брусья, бревна, кони с ручками, снаряды для опорных прыжков, а также специальные комбинирован­ные снаряды в различных вариантах, сочетаю­щие в себе перекладины, брусья, бревна и т.д. Кроме того, при проведении массовых выступ­лений на гимнастических снарядах использу­ются: брусья-стоялки, лепинги простые, двой­ные и с вращением, батуды обыкновенные и комбинированные с перекладинами и установ­ками для полетов и др.

При разработке и в процессе практической работы по подготовке массовых упражнений на гимнастических снарядах режиссер дол­жен: отобрать для выступления гимнастиче­ские снаряды и составить такие упражнения, которые давали бы возможность при большом количестве участников достигнуть наиболее синхронного исполнения упражнений; разра­ботать такие конструкции гимнастических сна­рядов, которые своей формой вызывали бы чувство зрительной новизны, неожиданности появления, обеспечивали бы возможности трансформации и быстроту выноса снарядов на поле стадиона, их расстановки и уноса.

Перемещения тела при упражнениях на гимнастических снарядах бывают медленными и быстрыми. Они могут носить либо силовой характер (силовые), либо могут быть основа­ны на использовании веса и инерции движе­ния тела гимнаста (маховые). При выступле­нии на стадионе, когда зрители находятся от гимнастов на значительном расстоянии, пре­имущественный интерес представляют махо­вые упражнения, выполняемые на большой амплитуде движений. Однако добиться в этих случаях синхронного исполнения упражнений очень трудно. Искусство составителя упражне­ний прежде всего заключается в умении орга­нически сочетать маховые движения с пауза­ми и силовыми движениями так, чтобы гимна­сты, в случае некоторого расхождения в исполнении упражнения, могли бы выровняться. С этой точки зрения наиболее удобными гимнастическими снарядами являются брусья (параллельные и разновысокие), бревно, конь с ручками и кольца на месте. Почти невоз­можно добиться синхронного исполнения упражнений на перекладинах и кольцах в каче. Однако исполняемые на этих снарядах упражнения настолько мощны, динамичны и красивы, что отсутствие синхронности в испол­нении упражнений не снижает их зрелищной ценности. Опыт показал, что синхронность движений в исполнении массовых упражнений на снарядах зависит от целого ряда факторов и в первую очередь от правильного подбора участников и их подготовки. Для упражнений на гимнастических снарядах надо подбирать самых квалифицированных гимнастов; особен­но для выполнения упражнений на высоко поднятых от земли снарядах, требующих от исполнителей большого мастерства и муже­ства.

Не менее важным вопросом является пра­вильная расстановка гимнастических снарядов на поле стадиона. При массовых упражнениях с использованием большого количества гимна­стических снарядов нужно располагать их так, чтобы зритель мог охватить одним взглядом всех участников. Лучше всего размещать сна­ряды в разных планах, так, чтобы они не за­крывали друг друга. Если в одном выступле­нии используются разные гимнастические сна­ряды, следует на передний план ставить в одну линию однородные низкие снаряды, во вторую линию — более высокие. Расстановка однородных снарядов в одну линию наиболее выгодна и в том случае, когда зритель расположен по отношению к выступающим с одной стороны. При круговом расположении зрите­ля (на стадионе) однородные снаряды следует ставить в форме прямоугольника, углом или по кругу. Большинство гимнастических снаря­дов, за исключением «коня с ручками», нужно располагать так, чтобы выступающие гимна­сты были видны сбоку (в профиль).

Особый вопрос — определение места для расположения гимнастических снарядов, на которых выступают гимнасты-солисты. Обыч­но, если солисты выступают на нормальных снарядах, их ставят на переднем по отноше­нию к основной трибуне плане. Если же соли­сты выполняют упражнения на высоко подня­тых от земли гимнастических снарядах, то их ставят в середине расположения снаря­дов. Это обусловливается необходимостью «скрыть» от зрителей группу гимнастов, нахо­дящихся под высотным снарядом с брезентом для обеспечения страховки во время исполне­ния упражнений и соскоков.

Ничто так не снижает интереса зрителей, как перерывы между отдельными выступле­ниями и тем более между упражнениями. По­этому выступление следует построить так, что­бы обеспечить быструю смену различных групп участников и своевременную подготовку инвентаря. Очень важно для режиссера ком­позиционно увязать вынос снарядов на поле стадиона и их удаление с предшествующими и последующими номерами массового гимнасти­ческого выступления. Лучше всего, если вынос снаряда на поле стадиона производится во время ухода участников предшествующего номера. Сам вынос должен быть тщательно про­думан и организован. Зритель не должен ви­деть людей, несущих тяжелые гимнастические снаряды. Сами снаряды должны быть легки­ми или иметь специальные технические при­способления, обеспечивающие быстрый их вынос (подвижные площадки, раздвигающие­ся конструкции и т. д.). Само появление гим­настов со снарядами должно восприниматься зрителем как новый, впервые появившийся на поле рисунок. Созданию рисунка способствует конфигурация построения (размещение) гим­настических снарядов во время продвижения их по полю стадиона, внешняя форма самих снарядов, расположение несущих снаряды, цвет формы гимнастов. Зрительно эффектно когда во время выноса снарядов гимнасты исполняют на ходу упражнения. Вынос снарядов следует «прикрыть» так называемой «заставкой». Такой заставкой может служить проезд по беговой дорожке стадиона мотоциклов с акробатическими пирамидами на них или выступление акробатов (лучше прыгунов) на переднем плане поля или другие действия, отвлекающие внимание зрителей от выноса иустановки снарядов. Это в равной степени относится и к уносу снарядов с поля стадиона.

Смысловые массовые построения и пирамиды.

Обычно финалом, завершающим каждое массовое гимнастическое выступление и празд­ник в целом, являются массовые смысловые построения и пирамиды, в которых принимают участие большие группы физкультурников.

Массовые смысловые построения и пира­миды являются не только композиционно не­обходимой «кульминационной точкой» гимна­стического выступления или праздника в це­лом, но они подчас несут и основную темати­ческую нагрузку.

Вот несколько наиболее удачных примеров финалов физкультурных праздников.

Основной темой Всесоюзного парада физ­культурников в Москве в 1954 году на ста­дионе «Динамо» была «Дружба народов». Те­ма решалась участием в марш-параде и в гимнастических выступлениях делегаций физ­культурников всех союзных республик, а так­же содержанием финала парада. По оконча­нии своего выступления физкультурники РСФСР заняли центр поля. Одновременно на стадион вышли одетые в свои национальные костюмы физкультурники всех союзных рес­публик. Впереди каждой колонны развевался флаг республики. Под аплодисменты зрителей и возгласы приветствий в честь Коммунисти­ческой партии Советского Союза и Советского правительства от каждой делегации отде­лились три девушки с букетами цветов и на­правились к центральной ложе. Одновременно десять тысяч физкультурников Москвы, рас­положенные на южной трибуне стадиона, под­няли находившиеся у них в руках разноцвет­ные книги, образовав огромного размера сло­ва «НАВЕКИ ВМЕСТЕ». В заключение зри­тели и участники физкультурного парада ис­полнили гимн Советского Союза.

В финале праздника открытия VI Всемир­ного фестиваля молодежи и студентов девять тысяч человек, одетые в желтые гимнастиче­ские костюмы, построили на поле главной спортивной арены Центрального стадиона имени В. И. Ленина четкий прямоугольник. Заколосилась золотистая нива, символизи­рующая мирный труд народов земного шара Неожиданно черной тенью легла на поле атомная бомба. «Нет!» — на различных язы­ках послышалось с трибун, и, словно по воле тысяч зрителей, атомная бомба была пере­черкнута двумя голубыми линиями — ее изображение исчезло в море голубых полотен. Появились очертания пяти континентов. Кар­ту мира сменил белоснежный голубь. Гимна­сты начертали на поле слово «МИР» последо­вательно на английском, французском, испан­ском, китайском и арабском языках. Возник огромный цветок из пяти разноцветных ле­пестков — эмблема фестиваля. Одновременно на восточной трибуне стадиона 30 тысяч физ­культурников Москвы изобразили основной лозунг фестиваля — «За мир и дружбу».

Все это участники выступления начертали с помощью разноцветных флагов.

Красочным и необычайно ярким было вы­ступление московских физкультурников на празднике закрытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, которое проводилось в вечернее время (после захода солнца) на главной спортивной арене Центрального ста­диона имени В. И. Ленина. После исполнения тысячью сильнейших гимнасток красивого упражнения с булавами, «заправленными» бенгальскими огнями, разбрасывавшими яр­кие огненные звездочки, восточная трибуна главной спортивной арены осветилась синим цветом. Синий цвет сменился бледно-голубым, затем оранжевым, сиреневым, желтым, крас­ным, фиолетовым. Все новыми комбинациями красок вспыхивала трибуна. Это 30 тысяч московских физкультурников, сидящих на во­сточной трибуне, под величественную музыку Чайковского (финал Пятой симфонии) поочередно раскрывали флаги, окрашенные люминесцирующими красками и освещавшиеся специальными лампами (ПРК). Неожиданно на темном фоне возникло гигантское яркое сло­во — МИР. Новая гамма цветов пробежала от края до края огромной трибуны, вычерчивая это слово на английском, французском, немец­ком, китайском, испанском языках и на языке хинди. Еще одна многоцветная волна пробе­жала по трибуне, оставив после себя силуэт огромного голубя мира. «За мир и дружбу» — боевой призыв VI Всемирного фестиваля, обо­значенный разноцветными светящимися фла­гами, венчал это необычайное зрелище.

Этот же прием был использован в 1960 го­ду на празднике встречи трудящихся Москвы с участниками и победителями XVII Олимпий­ских игр. На огромной восточной трибуне главной спортивной арены Центрального ста­диона имени В. И. Ленина физкультурники флагами, окрашенными специальными крас­ками, начертали светящийся лозунг «МИРУ— МИР».

Особым успехом у зрителей пользуется по­строение в финальной части выступлений гим­настических пирамид. Гимнастические пира­миды отличаются от рисунков (узоров) и смысловых построений прежде всего наличием ярусов (этажей). Чаще всего применяются конструкции (постаменты), являющиеся осно­вой для построения пирамиды. Режиссеры с помощью инженеров-конструкторов могут со­здавать, в зависимости от замысла, самые различные конструкции для построения пира­мид. Конструкции должны быть легкими, удобными для переноски и заполнения участ­никами выступлений и прочными. На таких конструкциях участники выступлений, по­строив пирамиду, продолжают выполнять гим­настические упражнения.

На всесоюзных парадах физкультурников и на многих других праздниках студенты Бе­лорусского института физической культуры показывали прекрасную многоярусную (10—12 ярусов) пирамиду «Ваза» (авторы К. Голейзовский, А. Губанов). На празднике открытия VI Всемирного фестиваля молоде­жи и студентов 3 тысячи гимнасток, студенток вузов страны, образовали на поле стадиона при помощи обручей и неожиданно появив­шихся в них прозрачных вымпелов пять огромных сиреневых цветков. В середине цен­трального цветка была расположена много­ярусная конструкция, заполненная гимнаста­ми; она предстала перед зрителями, как при­чудливая многоцветная ваза, которая благо­даря движению человеческих тел многократно меняла свою архитектурную форму.

Один орнамент сменялся другим, а «дыха­ние» пяти сиреневых цветков, расположенных на поле стадиона, дополняло это прекрасное зрелище.

Вместо конструкций для построения пирамид применяются также площадки-щиты, которые поддерживаются самими участниками выступления. Так на одном физкультурном празднике в Киеве студенты Киевского техни­кума физкультуры построили с помощью площадок-щитов пятиэтажную пирамиду «Крем­левскую башню», а студенты Луганского тех­никума физкультуры — многоярусную пира­миду, изображавшую Дворец Советов; пи­рамиду венчала скульптура Владимира Ильича Ленина.

Выступление делегации советских гим­настов в Праге на XI Всесокольском слете в 1948 году также закончилось построением пи­рамиды с помощью площадок-щитов. В основании пирамиды лежал узор звезды, в центре которой находилась конструкция из концен­трических площадок; легкие подпорки, рас­ставленные между площадками, помогали участникам выступления создать многоярус­ную пирамиду, которую венчал земной шар и флаг СССР.

Однако, использование таких площадок-щитов для построения пирамид почти исклю­чает возможность одновременного выполне­ния гимнастических упражнений.

Приведенные примеры не исчерпывают, конечно, всех возможностей построения массо­вых смысловых рисунков и пирамид. Мы при­вели только несколько наиболее удачных при­меров, для того чтобы направить мысль режиссеров на решение очень интересной творческой задачи — композиции массовых гимна­стических выступлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: