В основе каждого массового гимнастического выступления должна лежать тема или ведущая идея, которая определяет содержание выступления. Средствами выражения темы или ведущей идеи в массовом гимнастическом выступлении являются: вольные гимнастические упражнения (без предметов и с предметами), упражнения на гимнастических снарядах, смысловые массовые построения и пирамиды, а также музыкальное и художественное оформление. Тема или ведущая идея в гимнастическом наступлении может быть выражена лишь в простых лаконичных плакатных формах.
Каждое массовое гимнастическое выступление состоит из нескольких гимнастических упражнений, композиционно увязанных между собой.
Вольные упражнения
Все вольные упражнения делятся на упражнения без предметов и с предметами (палками, булавами, мячами, шарфами, флагами, лентами, скакалками, дисками, ядрами, копьями, шестами, цветами и т. п.). Бодрые, веселые вольные упражнения используются в выступлениях детей школьного возраста. В упражнения включаются имитационные движения, а выступление в целом обычно строится на игровой фабуле. От того, какая выбрана фабула, увлекает ли она зрителей, отвечает ли их интересам, зависит успех выступления. Опыт показывает, что наибольший успех приходится на долю тех детских выступлений, фабула которых заимствована из общественной жизни нашего народа («Спасение челюскинцев», «Любим героическую Красную Армию», «Праздник в честь Дня победы», «Осваиваем космос», и т. п.).
|
|
Женские вольные упражнения чаще всего исполняются плавно, с закругленной формой движения рук и кистей. В них включаются танцевальные шаги, повороты, прыжки, элементы художественной гимнастики и акробатики. В женских выступлениях редко практикуются силовые упражнения. Не рекомендуется включать в упражнения женщин много танцевальных элементов, хореографических поз и соединений, характерных для балетных композиций.
Следует помнить, что это прежде всего гимнастические упражнения.
Упражнения для мужчин состоят из сложных гимнастических элементов и соединений, построенных на точных, геометрически правильных положениях. В мужские упражнения обычно включается большое количество акробатических элементов (сальто, фляки, акробатические стойки, прыжки, сложные равновесия и т. д.).
По своему характеру упражнения, выполняемые мужчинами, должны демонстрировать силу, мужество, выносливость.
В смешанных упражнениях женщины и мужчины могут исполнять и одинаковые и разные движения. В последнем случае упражнения женщин и мужчин композиционно увязываются.
|
|
В практике проведения массовых гимнастических выступлений широкое распространение получили вольные упражнения типа «зарядки», акробатические и поточные упражнения.
Упражнения типа «зарядки», как правило, исполняются в быстром темпе и состоят из бодрых и энергичных движений. Они не только демонстрируют пластическую красоту движений, но и пропагандируют упражнения утренней гигиенической гимнастики («зарядки»).
Практикуется и другая структура упражнения, при которой первая часть проводится в быстром темпе, вторая часть — медленно, а к концу — движения снова убыстряются. Выбор структуры упражнения в значительной степени зависит от ритма всего выступления. Упражнения типа зарядки могут исполняться не только раздельно мужчинами и женщинами, но и совместно.
В первой части смешанной «зарядки» обычно мужчины и женщины выполняют одинаковые движения, во второй — разные, контрастные, но композиционно между собой увязанные, и в последней, третьей части, — снова одинаковые движения. Упражнения типа зарядки проводятся под бодрую жизнерадостную музыку, но могут проводиться без музыкального сопровождения, под метроном и даже без всякого звукового сопровождения.
Исполнение упражнений без звукового сопровождения требует большой предварительной тренировки.
В вольных упражнениях имеется много элементов и соединений, выполнение которых требует от выступающих гимнастов высокого уровня спортивного мастерства. Однако, трудности выполнения упражнений не всегда понятны массовому зрителю, и поэтому режиссеры в последнее время все чаще используют в своих композициях элементы акробатики, акробатические связки (соединения элементов) и даже целые акробатические упражнения, пользующиеся большим успехом. Акробатические упражнения представляют собой различные кувырки, перевороты, прыжки, стойки на кистях, упражнения на подкидных досках, трамплинах и батудах, а также групповые упражнения (по два, три, четыре, пять и более человек).
Большим успехом у зрителей пользуются поточные упражнения, представляющие собой красивое и очень эффектное зрелище. Эти упражнения выполняются гимнастами последовательно. Движения как бы перекатываются от одного конца колонны к другому и обратно. Непременное условие поточных движений — сомкнутость строя. Они выполняются в построении в одну шеренгу, в колонну по одному или по кругу. При построении в колонку по одному зритель видит перед собой как бы только одного человека, стоящего первым, наклоны корпуса участников упражнений в разные стороны создают непривычный для глаза рисунок волны; поднятые в различных направлениях руки создают другой рисунок, а перемена положения рук вызывает у зрителей впечатление крыльев мельницы. Колебание кистей рук создает новый красочный рисунок. В этом построении или в построении по кругу взатылок друг другу выполняется «винт».
Для того чтобы изобразить «волну», гимнасты делают наклон или приседание последовательно с небольшим отставанием друг от друга, а затем так же последовательно, от участника, начавшего движение «волны», возвращаются в исходное положение. «Волна» может быть обогащена введением движений рук без предметов или с предметами.
При выполнении поточных упражнений применяются различные исходные положения — стоя, сидя, лежа, на коленях и т.д., все это помогает создавать красивые построения и композиции движения
Выполнение поточных упражнений в специально организованных построениях с помощью дополнительных предметов и конструкций дает возможность создать на стадионе узоры, напоминающие огромные поля пшеницы, бушующее море, клумбы, огромные цветочные вазы, солнце и т. п.
|
|
Большое значение при подготовке поточных упражнений имеет подбор цвета костюма. Контрастная смена цвета костюмов во время исполнения упражнения очень украшает выступление.
Созданию яркого и красочного зрелища весьма способствует показ вольных упражнений с предметами и снарядами; вот почему без них не обходится ни одно массовое гимнастическое выступление. Наиболее распространенными являются упражнения с булавами, обручами, шарфами, лентами, флагами, цветами, палками, копьями, дисками, клинками, шестами, скамейками. Упражнения с предметами должны быть динамичными, движения — соответствовать фактуре предмета.
Избранный для гимнастического упражнения предмет не следует понимать как элемент украшения Он определяет собой характер гимнастического упражнения. Если для упражнения избран мяч, то основой упражнения должно быть бросание и ловля мяча, если избран диск, то упражнения должны имитировать движения метания диска
Предмет должен способствовать показу изящества, силы, ловкости и мастерства владения данным предметом. К сожалению, некоторые режиссеры, используя в выступлениях разнообразные предметы, особенно ткани, больше думают о внешней «красивости», создаваемой этими предметами, чем о красоте движений. Это нередко наносит ущерб выступлению в целом.
В последние годы в массовых гимнастических выступления широко применяются пользующиеся у зрителей большим успехом трансформирующиеся предметы булавы, превращающиеся в букеты цветов, в флаги, в вымпелы или в зонтики; гимнастические скамейки — в легкие металлические лестницы, шесты — в большие стяги, знамена и флаги спортивных обществ; в обручах появляются разноцветные вымпелы На основе простых принципов устройства складных китайских игрушек разноцветные гирлянды трансформируются в гармошки, в шары и снова в гирлянды.
Обычно гимнаст выполняет упражнение с одним (шарф, палка, клинок, мяч, обруч) или двумя (ленты, булавы) предметами. Однако, иногда с шестом, гимнастической скамейкой или с кругом одновременно работают несколько гимнастов. В этих случаях сам предмет объединяет движения исполнителей упражнения, способствует согласованности их действий. Эти предметы могут быть использованы и как гимнастические снаряды.
|
|
Особое значение при исполнении вольных упражнений на стадионах имеет композиция всего выступления и общие рисунки (узоры) каждого упражнения. Узоры складываются из трех элементов: из конфигурации построения и перестроений участников на поле стадиона, из самих движений, соединений, поз, а также из красок — цвета костюмов и применяемых в упражнении предметов (снарядов). Движение и цвет костюмов подчеркивают конфигурацию, а подчас и изменяют ее.
Уже самый процесс заполнения гимнастами «рабочей площади» должен создать на поле стадиона красивый узор.
При исполнении вольных упражнений на поле стадиона чаще всего применяются построения, имеющие форму прямоугольника, ромба, многоугольника и т. д. Обогащают выступления меняющиеся рисунки (узоры). В этих случаях чаще всего применяются такие построения: круги, полукруги, квадраты в прямоугольнике, квадраты в шахматном расположении, ломаные линии, «волна», круги с квадратами, пустой круг и т. д.
В каждом построении количество участвующих зависит от интервала и дистанции, с какими они располагаются на поле стадиона Чем сложнее рисунок, тем большее количество участников необходимо для его изображения. Наиболее выгодные интервалы и дистанции при выполнении массовых вольных упражнений — 2 метра по фронту, 4 метра в глубину, а также 2X2 и 4X4 метра.
При исполнении поточных упражнений или упражнений, составленных для плотного строя, интервал и дистанция могут быть доведены до 1 X 1 метр. При исполнении упражнений с большими предметами, акробатических упражнений, а также упражнений большей трудности интервал и дистанция могут быть увеличены до 8 метров.
Творческие усилия режиссера должны быть направлены на поиски зрительно интересных узоров и перестроений. К сожалению, в решении этой интересной задачи допускается много ошибок. Так, некоторые режиссеры в одном и том же выступлении используют слишком большое количество быстро меняющихся узоров, что ослабляет внимание зрителей и снижает их интерес к выступлению. В упражнении продолжительностью в 2—2,5 минуты не должно быть больше трех перестроений.
Иные режиссеры совершенно не разрабатывают способы перехода (перестроения) из одного узора в другой. Подчас избирают такие узоры, при которых невозможно организовать красивый переход, ибо участникам приходится перебегать по 50—80 метров с одного места на другое. В этом случае беспорядочная беготня и вызванная ею суета значительно снижают зрелищный эффект, даже если последующий узор более красив, чем предыдущий. Участники выступления во время перестроения должны переходить на новое место самым кратким путем; переход должен занимать не более 8—16 музыкальных счетов. Режиссер должен также стремиться к тому, чтобы переход участников из одного узора в другой был для зрителя незаметным, а возникновение нового узора неожиданным. Если это сделать нельзя, то следует отказаться от подобных перестроений. Ни одно построение, ни один даже самый простой узор не будет правильно восприниматься зрителями, если в процессе подготовки выступления не будет достигнуто идеальное фронтальное и диагональное равнение, если у гимнастов не будет выработано умение ориентироваться во время перестроений друг на друга и одной группы на другую. Равнение и ориентировка вырабатываются прежде всего на основе специальной разметки поля, пронумерованного кнопками.
Упражнения на гимнастических снарядах
Исполнение упражнений на гимнастических снарядах является наиболее интересной частью массового гимнастического выступления. Такие упражнения демонстрируют сложную спортивную технику и высокий уровень подготовленности участников выступлений. Очень эффектны упражнения, выполняемые синхронно большим количеством гимнастов, а также сольные исполнения сильнейшими гимнастами упражнений на высоко поднятых от земли снарядах. К числу гимнастических снарядов относятся: перекладины, кольца, брусья, бревна, кони с ручками, снаряды для опорных прыжков, а также специальные комбинированные снаряды в различных вариантах, сочетающие в себе перекладины, брусья, бревна и т.д. Кроме того, при проведении массовых выступлений на гимнастических снарядах используются: брусья-стоялки, лепинги простые, двойные и с вращением, батуды обыкновенные и комбинированные с перекладинами и установками для полетов и др.
При разработке и в процессе практической работы по подготовке массовых упражнений на гимнастических снарядах режиссер должен: отобрать для выступления гимнастические снаряды и составить такие упражнения, которые давали бы возможность при большом количестве участников достигнуть наиболее синхронного исполнения упражнений; разработать такие конструкции гимнастических снарядов, которые своей формой вызывали бы чувство зрительной новизны, неожиданности появления, обеспечивали бы возможности трансформации и быстроту выноса снарядов на поле стадиона, их расстановки и уноса.
Перемещения тела при упражнениях на гимнастических снарядах бывают медленными и быстрыми. Они могут носить либо силовой характер (силовые), либо могут быть основаны на использовании веса и инерции движения тела гимнаста (маховые). При выступлении на стадионе, когда зрители находятся от гимнастов на значительном расстоянии, преимущественный интерес представляют маховые упражнения, выполняемые на большой амплитуде движений. Однако добиться в этих случаях синхронного исполнения упражнений очень трудно. Искусство составителя упражнений прежде всего заключается в умении органически сочетать маховые движения с паузами и силовыми движениями так, чтобы гимнасты, в случае некоторого расхождения в исполнении упражнения, могли бы выровняться. С этой точки зрения наиболее удобными гимнастическими снарядами являются брусья (параллельные и разновысокие), бревно, конь с ручками и кольца на месте. Почти невозможно добиться синхронного исполнения упражнений на перекладинах и кольцах в каче. Однако исполняемые на этих снарядах упражнения настолько мощны, динамичны и красивы, что отсутствие синхронности в исполнении упражнений не снижает их зрелищной ценности. Опыт показал, что синхронность движений в исполнении массовых упражнений на снарядах зависит от целого ряда факторов и в первую очередь от правильного подбора участников и их подготовки. Для упражнений на гимнастических снарядах надо подбирать самых квалифицированных гимнастов; особенно для выполнения упражнений на высоко поднятых от земли снарядах, требующих от исполнителей большого мастерства и мужества.
Не менее важным вопросом является правильная расстановка гимнастических снарядов на поле стадиона. При массовых упражнениях с использованием большого количества гимнастических снарядов нужно располагать их так, чтобы зритель мог охватить одним взглядом всех участников. Лучше всего размещать снаряды в разных планах, так, чтобы они не закрывали друг друга. Если в одном выступлении используются разные гимнастические снаряды, следует на передний план ставить в одну линию однородные низкие снаряды, во вторую линию — более высокие. Расстановка однородных снарядов в одну линию наиболее выгодна и в том случае, когда зритель расположен по отношению к выступающим с одной стороны. При круговом расположении зрителя (на стадионе) однородные снаряды следует ставить в форме прямоугольника, углом или по кругу. Большинство гимнастических снарядов, за исключением «коня с ручками», нужно располагать так, чтобы выступающие гимнасты были видны сбоку (в профиль).
Особый вопрос — определение места для расположения гимнастических снарядов, на которых выступают гимнасты-солисты. Обычно, если солисты выступают на нормальных снарядах, их ставят на переднем по отношению к основной трибуне плане. Если же солисты выполняют упражнения на высоко поднятых от земли гимнастических снарядах, то их ставят в середине расположения снарядов. Это обусловливается необходимостью «скрыть» от зрителей группу гимнастов, находящихся под высотным снарядом с брезентом для обеспечения страховки во время исполнения упражнений и соскоков.
Ничто так не снижает интереса зрителей, как перерывы между отдельными выступлениями и тем более между упражнениями. Поэтому выступление следует построить так, чтобы обеспечить быструю смену различных групп участников и своевременную подготовку инвентаря. Очень важно для режиссера композиционно увязать вынос снарядов на поле стадиона и их удаление с предшествующими и последующими номерами массового гимнастического выступления. Лучше всего, если вынос снаряда на поле стадиона производится во время ухода участников предшествующего номера. Сам вынос должен быть тщательно продуман и организован. Зритель не должен видеть людей, несущих тяжелые гимнастические снаряды. Сами снаряды должны быть легкими или иметь специальные технические приспособления, обеспечивающие быстрый их вынос (подвижные площадки, раздвигающиеся конструкции и т. д.). Само появление гимнастов со снарядами должно восприниматься зрителем как новый, впервые появившийся на поле рисунок. Созданию рисунка способствует конфигурация построения (размещение) гимнастических снарядов во время продвижения их по полю стадиона, внешняя форма самих снарядов, расположение несущих снаряды, цвет формы гимнастов. Зрительно эффектно когда во время выноса снарядов гимнасты исполняют на ходу упражнения. Вынос снарядов следует «прикрыть» так называемой «заставкой». Такой заставкой может служить проезд по беговой дорожке стадиона мотоциклов с акробатическими пирамидами на них или выступление акробатов (лучше прыгунов) на переднем плане поля или другие действия, отвлекающие внимание зрителей от выноса иустановки снарядов. Это в равной степени относится и к уносу снарядов с поля стадиона.
Смысловые массовые построения и пирамиды.
Обычно финалом, завершающим каждое массовое гимнастическое выступление и праздник в целом, являются массовые смысловые построения и пирамиды, в которых принимают участие большие группы физкультурников.
Массовые смысловые построения и пирамиды являются не только композиционно необходимой «кульминационной точкой» гимнастического выступления или праздника в целом, но они подчас несут и основную тематическую нагрузку.
Вот несколько наиболее удачных примеров финалов физкультурных праздников.
Основной темой Всесоюзного парада физкультурников в Москве в 1954 году на стадионе «Динамо» была «Дружба народов». Тема решалась участием в марш-параде и в гимнастических выступлениях делегаций физкультурников всех союзных республик, а также содержанием финала парада. По окончании своего выступления физкультурники РСФСР заняли центр поля. Одновременно на стадион вышли одетые в свои национальные костюмы физкультурники всех союзных республик. Впереди каждой колонны развевался флаг республики. Под аплодисменты зрителей и возгласы приветствий в честь Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства от каждой делегации отделились три девушки с букетами цветов и направились к центральной ложе. Одновременно десять тысяч физкультурников Москвы, расположенные на южной трибуне стадиона, подняли находившиеся у них в руках разноцветные книги, образовав огромного размера слова «НАВЕКИ ВМЕСТЕ». В заключение зрители и участники физкультурного парада исполнили гимн Советского Союза.
В финале праздника открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов девять тысяч человек, одетые в желтые гимнастические костюмы, построили на поле главной спортивной арены Центрального стадиона имени В. И. Ленина четкий прямоугольник. Заколосилась золотистая нива, символизирующая мирный труд народов земного шара Неожиданно черной тенью легла на поле атомная бомба. «Нет!» — на различных языках послышалось с трибун, и, словно по воле тысяч зрителей, атомная бомба была перечеркнута двумя голубыми линиями — ее изображение исчезло в море голубых полотен. Появились очертания пяти континентов. Карту мира сменил белоснежный голубь. Гимнасты начертали на поле слово «МИР» последовательно на английском, французском, испанском, китайском и арабском языках. Возник огромный цветок из пяти разноцветных лепестков — эмблема фестиваля. Одновременно на восточной трибуне стадиона 30 тысяч физкультурников Москвы изобразили основной лозунг фестиваля — «За мир и дружбу».
Все это участники выступления начертали с помощью разноцветных флагов.
Красочным и необычайно ярким было выступление московских физкультурников на празднике закрытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, которое проводилось в вечернее время (после захода солнца) на главной спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина. После исполнения тысячью сильнейших гимнасток красивого упражнения с булавами, «заправленными» бенгальскими огнями, разбрасывавшими яркие огненные звездочки, восточная трибуна главной спортивной арены осветилась синим цветом. Синий цвет сменился бледно-голубым, затем оранжевым, сиреневым, желтым, красным, фиолетовым. Все новыми комбинациями красок вспыхивала трибуна. Это 30 тысяч московских физкультурников, сидящих на восточной трибуне, под величественную музыку Чайковского (финал Пятой симфонии) поочередно раскрывали флаги, окрашенные люминесцирующими красками и освещавшиеся специальными лампами (ПРК). Неожиданно на темном фоне возникло гигантское яркое слово — МИР. Новая гамма цветов пробежала от края до края огромной трибуны, вычерчивая это слово на английском, французском, немецком, китайском, испанском языках и на языке хинди. Еще одна многоцветная волна пробежала по трибуне, оставив после себя силуэт огромного голубя мира. «За мир и дружбу» — боевой призыв VI Всемирного фестиваля, обозначенный разноцветными светящимися флагами, венчал это необычайное зрелище.
Этот же прием был использован в 1960 году на празднике встречи трудящихся Москвы с участниками и победителями XVII Олимпийских игр. На огромной восточной трибуне главной спортивной арены Центрального стадиона имени В. И. Ленина физкультурники флагами, окрашенными специальными красками, начертали светящийся лозунг «МИРУ— МИР».
Особым успехом у зрителей пользуется построение в финальной части выступлений гимнастических пирамид. Гимнастические пирамиды отличаются от рисунков (узоров) и смысловых построений прежде всего наличием ярусов (этажей). Чаще всего применяются конструкции (постаменты), являющиеся основой для построения пирамиды. Режиссеры с помощью инженеров-конструкторов могут создавать, в зависимости от замысла, самые различные конструкции для построения пирамид. Конструкции должны быть легкими, удобными для переноски и заполнения участниками выступлений и прочными. На таких конструкциях участники выступлений, построив пирамиду, продолжают выполнять гимнастические упражнения.
На всесоюзных парадах физкультурников и на многих других праздниках студенты Белорусского института физической культуры показывали прекрасную многоярусную (10—12 ярусов) пирамиду «Ваза» (авторы К. Голейзовский, А. Губанов). На празднике открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 3 тысячи гимнасток, студенток вузов страны, образовали на поле стадиона при помощи обручей и неожиданно появившихся в них прозрачных вымпелов пять огромных сиреневых цветков. В середине центрального цветка была расположена многоярусная конструкция, заполненная гимнастами; она предстала перед зрителями, как причудливая многоцветная ваза, которая благодаря движению человеческих тел многократно меняла свою архитектурную форму.
Один орнамент сменялся другим, а «дыхание» пяти сиреневых цветков, расположенных на поле стадиона, дополняло это прекрасное зрелище.
Вместо конструкций для построения пирамид применяются также площадки-щиты, которые поддерживаются самими участниками выступления. Так на одном физкультурном празднике в Киеве студенты Киевского техникума физкультуры построили с помощью площадок-щитов пятиэтажную пирамиду «Кремлевскую башню», а студенты Луганского техникума физкультуры — многоярусную пирамиду, изображавшую Дворец Советов; пирамиду венчала скульптура Владимира Ильича Ленина.
Выступление делегации советских гимнастов в Праге на XI Всесокольском слете в 1948 году также закончилось построением пирамиды с помощью площадок-щитов. В основании пирамиды лежал узор звезды, в центре которой находилась конструкция из концентрических площадок; легкие подпорки, расставленные между площадками, помогали участникам выступления создать многоярусную пирамиду, которую венчал земной шар и флаг СССР.
Однако, использование таких площадок-щитов для построения пирамид почти исключает возможность одновременного выполнения гимнастических упражнений.
Приведенные примеры не исчерпывают, конечно, всех возможностей построения массовых смысловых рисунков и пирамид. Мы привели только несколько наиболее удачных примеров, для того чтобы направить мысль режиссеров на решение очень интересной творческой задачи — композиции массовых гимнастических выступлений.