Подготовку к публичному выступлению

2.1. Психологическая и физическая подготовка оратора к выступлению. Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают скованность,чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Известный русский издатель И. Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.

Не случайно появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.[50]

Одной из таких причин, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи.

Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет:

«Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т. д. “

Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно.

Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое к себе отношение. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

Надо принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.

Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом необходимо практиковаться, тем более, что вопрос — это краткое речевое произведение и его всегда можно подготовить заранее. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.

При удобном случае просите слова и произносите краткие реплики — две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.

Участвуйте в дискуссиях. Высказывайте свое мнение, затем постепенно переходите к небольшим выступлениям. Обсуждайте то, что вы хотите сказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь. Репетируйте речь, уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.

Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Очень назидательно звучат слова А.Ф. Кони, утверждавшего, что «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду».

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

2.2. Работа над содержанием публичного выступления

Когда человека просят произнести речь,

первое что он должен решить,

это что сказать.
Джеральд Р. Форд.

Если представить себе, что завтра вам предстоит публичное выступление, то вы с неизбежностью начитаете волноваться и размышлять, что говорить, как говорить, как добиться того, чтобы ваше выступление было интересным и убедительным — вот далеко не полный перечень вопросов, которые вы так или иначе задаете себе.

Действительно, достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор — зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством.

Ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления.

Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора — это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной — центральной идеи, уточнения основных положений и понятии, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.

При углубленном подходе к разработке содержания публичного выступления нелишне использовать классическую схему ораторского искусства — риторический канон, о котором говорилось ранее. (см.глава I).

Как вы помните, в основе классической схемы ораторского искусства лежит пять этапов: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио и акцио гипокризис.

Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки. Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.

Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является выбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т. е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, на который выступление призвано дать ответ. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Никита Непряхин, автор и ведущий тренингов по публичным выступлениям в своей книге «Как выступать публично. 50 вопросов и ответов»[51] пишет: «Сравните, ориентируясь только на названия речей, на какое выступление вы пошли бы с большим интересом:

«Важность ораторского искусства в современном мире» или «10 тайн великих ораторов современности»

«Эффективная работа с цейтнотом» или «Как все успеть в этой жизни?»

«Приемы активного слушания» или «Как заставить людей слушать вас в любой ситуации?»

Отсюда можно сделать несколько выводов:

l Из названия выступления аудитория должна понимать выгоду, которую получит от посещения вашего выступления.

l Название должно точно отражать основной смысл вашего выступления.

l В названии должна быть интрига, оно должно вызывать интерес и любопытство у аудитории.

l Используйте вопросы в качестве названия вашего выступления.

l Название должно затрагивать интересы потенциальной аудитории.

l Хорошо, если в названии есть конкретика, например, цифры.

l Используйте эмоционально сильные слова с богатой энергетикой, например: поразительный, тайна, впечатляющий, секрет, власть, харизма, сила, новый, реальность и т.п.»

Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, разделить объем понятия, т.е. выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Надо иметь в виду, что цель речи формулируется не только для себя, но и для своих слушателей.

Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.

В процессе выбора темы и определения целевой установки П. Сопер рекомендует ораторам для контроля ставить перед собой следующие вопросы:

1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?

3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Вторым условием является регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

– официальные документы;

– научная, научно-популярная литература;

–справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

– художественная литература;

– статьи из газет и журналов;

– передачи радио и телевидения;

– результаты социологических опросов;

– собственные знания и опыт;

– личные контакты, беседы, интервью;

– размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Подбор материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

Третьим условием является составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации. Иногда возникает необходимость уточнить понятие, термин, сопоставить общепринятую позицию, точку зрения и новую, ту, которой придерживаетесь вы. На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Например, психолог В. Сахаров называет следующие действия:

1. Припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления.

2. Просмотр личной библиотеки или каталога.

3. Просмотр каталогов в библиотеке.

4.Просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей.

5. Просмотр библиографических изданий (летописей книг, журналов и т. п.).

6. Просмотр справочников.

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Из книг, журналов, газет выбирается то, что можно будет использовать в речи.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

Верный признак понимания прочитанного – умение передать его содержание своими словами. Этот навык особенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного – своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется мастерство публичного выступления.

При подготовке к выступлению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д. И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад.

Четвертым условием успешной подготовки публичного выступления является осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с темой вашего выступления. Эрудиция оратора, его профессиональная компетентность должны постоянно пополняться новыми сведениями.

Пятое условие — упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой. В этом направлении предела нет. Предел задается тем уровнем речевой культуры оратора, который он достиг и тем уровнем его творческого потенциала, который он имеет.

После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, скрупулезно отредактирован, можно положить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд напрасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд — основа уверенности выступающего.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, –обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т. п.

Итак, стоит прислушаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца в литературно обработанной форме. Сначала можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные выражения.

После написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями.

Конечно, проще всего выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа (воспринимается лишь 18% информации), отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на суде, митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т. п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст. Но у оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистая речь и т. д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст.

Что это значит? Написанный текст речи следует хорошо осмыслить, проанализировать проблему, о которой будет идти речь, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, произнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т. е. подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т. п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Когда оратор привыкнет к публичным выступлениям настолько, чтобы не сбиваться с мысли под влиянием случайных факторов, можно переходить к подробному конспекту. Он отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно; по этим «нотам» можно разыгрывать любые словесные вариации.

В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:

1. Первую фразу или даже 2–3 фразы;

2. Концовку (2-3 фразы);

3. Наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость;

4. Цитаты, цифровые данные, имена собственные и т. п.

Постепенно от конспекта можно перейти к плану. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. Важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление о том или ином смысловом блоке.

Высший класс умений публичного выступления – речь вообще без всякой бумажки.

Итак, назовем еще раз рекомендуемые специалистами основные формы работы над выступлением:

1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п.

4. План с цитатами и т. п.

5. Речь без бумажки.

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными.

Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями.

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Вспомним афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом». Вильсона как-то спросили, сколько времени ему требуется, чтобы подготовить слово. Он ответил: «Это зависит от многого. Если я буду говорить 10 минут, мне нужна неделя для подготовки. Если 15 минут, 3 дня. Если полчаса, то два дня. Если час, то я готов прямо сейчас».

2.3.Работа над структурой публичного выступления

Уровень понимания публичной речи слушающими тем выше, чем строже композиция текста, чем меньше различных отвлечений и вводных предложений. Часто успех устного выступления зависит от структуры текста. Следует помнить, что внимание слушателей зависит от того, насколько логически правильно раскручивается главная мысль.

Поэтому публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства как оратора, так и слушателей. Выступающему удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности. (Вспомните второй закон общей риторики — закон продвижения и ориентации адресата).

Структура — это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Существует множество определений композиции. В самом общем виде композиция — это построение речи, обусловленное ее содержанием, жпнром, типом аудитории и т.д. Объяснить, что такое композиция, можно при помощи ряда слов с приставкой со-, так как при ее создании учитываются сорасположение, сочетаемость, соразмерность компонентов речи. Все это придает речи ощущение целостности, законченности и гармоничности. По словам Платона, «...всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у ней должно быть тело с головой и с ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

Когда говорят только о последовательности компонентов речи, то фактически имеют в виду другой термин — архитектоника. В отличие от композиции, архитектоника статична, не связана со временем. Обдумывая композицию, мы учитываем время, отведенное на речь, т.е. руководствуемся регламентом. Динамичность композиции проявляется и в ее творческом характере, в том, что оратор во время выступления может варьировать объем частей, то сокращая, то увеличивая его, а также их расположение, в зависимости от реакции аудитории.

Анализ текстов устных выступлений позволил выделить наиболее распространенные недостатки логико-композиционного построения текстов:

l композиционная рыхлость;

l стремление охватить слишком большой круг вопросов, что неизбежно ведет к поверхностности изложения;

l недостаточная последовательность, перескакивание, отсутствие «мостиков» при переходе от вопроса к вопросу;

l неумение распорядиться отведенным временем, отсюда растянутость выступления в начале и скороговорка в конце, скомканность основных положений;

l неумение организовать материал с учетом аудитории, обстановки, целей, которые ставит перед собой выступающий.

Так вот, чтобы избежать вышеупомянутых недостатков, остановимся подробнее на каждой части композиции.

Вступление — часть текста речи, предшествующая раскрытию основного содержания. Во вступлении различают зачин (цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса). В хорошо подготовленной аудитории вступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления. В качестве примера можно предложить следующие зачины:

1. Итак, вы уже прослушали ряд ярких и интересных выступлений моих коллег. Я сам с удовольствием их прослушал и теперь продолжу эту тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем.

2. Здравствуйте! О, Какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно всех видеть!

3. Добрый день! Итак, мы снова собрались в этой аудитории. Мне приятно здесь выступать снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема..

Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей.

Завязка должна захватить внимание слушателей. Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления.[52] Перечислим их:

1. Обращение к событию, месту, времени. П. Сопер советует: «Начните с того места, где вы находитесь». Скажите: «Мы сегодня собрались в аудитории, в которой... Вот висит портрет Кони... Сегодня годовщина... Я думаю, многие вчера видели по телевизору...».

2. Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиями во мнениях. Д. Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы». П.Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что связано со столкновением: «Ищите конфликт: столкновение и борьба вызывают невольный интерес...»

3. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Этот прием очень хорош как средство захвата внимания, потому что среди слушателей есть люди, которые слушали, смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу их солидаризирует с оратором.

4. Риторический вопрос. Если риторический вопрос, а это вопрос, не требующий ответа, задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев приковывает к себе внимание аудитории.

5. Ссылка на свое эмоциональное состояние. Например: «У меня сегодня особое настроение, и вот почему...»

6. Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, показывающий слушателям, что они не все знают. Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой.

7. Демонстрация какого-либо предмета. Например: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет. Великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды...»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: