Реакция фирмы на изменчивость внешней среды и предпочтительная структура управления

Применение той или иной организационной структуры управления опре­деляется целым рядом факторов:

- цели фирмы;

- стили ее организационного поведения;

- основные задачи и методы деятельности;

- исторически сложившиеся традиции в фирме;

- национальные особенности общества;

- персональные аспекты;

- характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и т. д.

Наиболее определяющими факторами является характер и уровень из­менчивости внешней и внутренней сред фирмы и специфика ее деятельности (завод, НИИ, торговая организация и т. д.)

Реакция - это качество и типы поведения, обусловленные потенциалом фирмы. Реакции на изменчивость внешней среды различны, но обобщенно можно представить их в четырех типах, что, конечно, определяется характе­ром действий и психологией общего руководства фирмы:

- производственная;

- конкурентная;

- инновационная;

- предпринимательская.

Сравнение характера управления при этих типах реакций приведены в таблице 14.2.

Таблица 14.2

Характеристики основных реакций фирмы

Ти­пы ре­ак­ций Ха­рак­те­ри­сти­ки Про­из­вод­ст­вен­ная Кон­ку­рент­ная Ин­но­ва­ци­он­ная Пред­при­ни­ма­тель­ская
Ха­рак­тер­ные чер­ты управ­ле­ния Ми­ни­маль­но не­об­хо­ди­мое об­щее ру­ко­во­дство. Рас­пре­де­ление кон­крет­ных обя­зан­но­стей. Фи­нан­со­вый кон­троль. Ос­нов­ное вни­ма­ние про­из­вод­ст­ву Ба­лан­си­ров­ка мар­ке­тин­га и про­из­вод­ст­ва Гиб­кие ро­ли в управ­ле­нии. Дол­го­сроч­ное пла­ни­ро­ва­ние Но­во­вве­де­ние в управ­ле­нии. Сис­те­ма управ­ле­ния по про­ек­там. Бы­ст­рые ре­ак­ции на из­ме­не­ния Про­гно­зи­ро­ва­ние из­ме­не­ний. Стра­те­ги­че­ский порт­фель за­ка­зов. Стра­те­ги­че­ское пла­ни­ро­ва­ние по­тен­циа­ла. Свое­вре­мен­ная ре­ак­ция на из­ме­не­ния
Це­ли фир­мы Ми­ни­мум затрат Обес­пе­че­ние оп­ти­маль­ной при­бы­ли Обес­пе­че­ние крат­ко­сроч­но­го по­тен­циа­ла Обес­пе­че­ние дол­го­сроч­но­го по­тен­циа­ла
Це­ли НИ­ОКР Сни­же­ние се­бестои­мо­сти. По­вы­ше­ние надеж­но­сти Улуч­ше­ние то­вар­но­го ви­да. Модернизация про­дук­ции Раз­ра­бот­ка но­вой про­дук­ции Соз­да­ние но­вых тех­но­ло­гий для но­вой про­дукции
По­ве­де­ние в кон­ку­рен­ции Ре­ак­ция на це­но­вую кон­ку­рен­цию Аг­рес­сив­ная стра­те­гия сбы­та Стра­те­гия рас­ши­ре­ния рын­ков и вне­дре­ние но­вой про­дук­ции Раз­ра­бот­ка но­вых кон­цеп­ций мар­ке­тин­га. По­иск но­вых рын­ков для но­вых то­варов
Сис­те­мы пре­ми­ро­ва­ния За сни­же­ние себесто­имо­сти За по­вы­ше­ние рен­та­бель­но­сти За но­ва­тор­ство За пред­при­ни­ма­тель­ность
Ти­пы ре­ак­ций Ха­рак­те­ри­сти­ки Про­из­вод­ст­вен­ная Кон­ку­рент­ная Ин­но­ва­ци­он­ная Пред­при­ни­ма­тель­ская
Ти­пич­ный ин­декс не­ста­биль­­но­сти 1-2 2-3 3-4 4-5
Ре­ко­мен­дуе­мая струк­ту­ра управ­ле­ния Ли­ней­но-функ­цио­наль­ная Ди­ви­зио­наль­ная Мат­рич­ная Мно­же­ст­вен­ная

Из таблицы мы видим, что для каждого типа реакции имеется предпочти­тельная организационная структура управления. Однако следует учесть, что такая классификация реакций достаточно груба, а организационные струк­туры управления каждой фирмы должны учитывать ее конкретные особенно­сти.

Для вы­бо­ра пред­поч­ти­тель­ной ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры управ­ле­ния ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ной фир­мой раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­ный ал­го­ритм.

Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмой

Наиболее типичной ситуацией бизнеса в настоящее время является диверсифицированная компания (компания с несколькими или многими стратегическими зонами хозяйствования, СЗХ). В связи с тем, что каждая СЗХ может находиться в уникальных усло­виях изменчивости внешней среды (т.е. бизнес в СЗХ определяется разными индексами нестабильности), возникает проблема определения предпочти­тельной структуры управления такой диверсифицированной компанией. Для ее определения используется средневзвешенная величина индекса неста­бильности для бизнеса фирмы. В качестве весов выступают произведения удельного веса СЗХ в общем объеме прибыли фирмы на показатель интен­сивности конкуренции в СЗХ (например, в баллах от 0 до 10; 0 - соответствует отсутствию конкуренции, а 10 - ее максимальной жесткости). Для расчета средневзвешенного значения индекса нестабильности фирмы составляется вспомогательная таблица 14.3.

Таблица 14.3

Данные для расчета средневзвешенного индекса нестабильности

Диапазон индексов нестабильностей   СЗХ Доля прибыли Интенсивность конкуренции в баллах Весовой коэффициент,
1 - 2 2 - 3 3 - 4 4 - 5        

Во второй столбец таблицы выписываются СЗХ, сгруппированные по диапазонам индексов нестабильности. В третий и четвертый столбцы выпи­сываются доля прибыли и показатель интенсивности конкуренции для каж­дой СЗХ. В пятом столбце содержится произведение данных двух предыду­щих столбцов. Расчет средневзвешенного значения индекса нестабильности производится по известной формуле:

,

где i - текущий номер СЗХ; n - общее число СЗХ; i - вес i СЗХ; Ii - показатель нестабильности в i СЗХ.

Средневзвешенный индекс нестабильности определяет и предпочтитель­ную структуру управления (см. табл. 14.4.).

Таблица 14.4

Предпочтительные организационные структуры управления

Средневзвешенный уровень неста­бильности Предпочтительная организацион­ная структура управления
1 - 2 Линейно-функциональная
  Дивизиональная
3,5 - 4 Матричная
4,5 - 5 Множественная

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: