Применение той или иной организационной структуры управления определяется целым рядом факторов:
- цели фирмы;
- стили ее организационного поведения;
- основные задачи и методы деятельности;
- исторически сложившиеся традиции в фирме;
- национальные особенности общества;
- персональные аспекты;
- характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и т. д.
Наиболее определяющими факторами является характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и специфика ее деятельности (завод, НИИ, торговая организация и т. д.)
Реакция - это качество и типы поведения, обусловленные потенциалом фирмы. Реакции на изменчивость внешней среды различны, но обобщенно можно представить их в четырех типах, что, конечно, определяется характером действий и психологией общего руководства фирмы:
- производственная;
- конкурентная;
- инновационная;
- предпринимательская.
Сравнение характера управления при этих типах реакций приведены в таблице 14.2.
Таблица 14.2
|
|
Характеристики основных реакций фирмы
Типы реакций Характеристики | Производственная | Конкурентная | Инновационная | Предпринимательская |
Характерные черты управления | Минимально необходимое общее руководство. Распределение конкретных обязанностей. Финансовый контроль. Основное внимание производству | Балансировка маркетинга и производства Гибкие роли в управлении. Долгосрочное планирование | Нововведение в управлении. Система управления по проектам. Быстрые реакции на изменения | Прогнозирование изменений. Стратегический портфель заказов. Стратегическое планирование потенциала. Своевременная реакция на изменения |
Цели фирмы | Минимум затрат | Обеспечение оптимальной прибыли | Обеспечение краткосрочного потенциала | Обеспечение долгосрочного потенциала |
Цели НИОКР | Снижение себестоимости. Повышение надежности | Улучшение товарного вида. Модернизация продукции | Разработка новой продукции | Создание новых технологий для новой продукции |
Поведение в конкуренции | Реакция на ценовую конкуренцию | Агрессивная стратегия сбыта | Стратегия расширения рынков и внедрение новой продукции | Разработка новых концепций маркетинга. Поиск новых рынков для новых товаров |
Системы премирования | За снижение себестоимости | За повышение рентабельности | За новаторство | За предпринимательность |
Типы реакций Характеристики | Производственная | Конкурентная | Инновационная | Предпринимательская |
Типичный индекс нестабильности | 1-2 | 2-3 | 3-4 | 4-5 |
Рекомендуемая структура управления | Линейно-функциональная | Дивизиональная | Матричная | Множественная |
Из таблицы мы видим, что для каждого типа реакции имеется предпочтительная организационная структура управления. Однако следует учесть, что такая классификация реакций достаточно груба, а организационные структуры управления каждой фирмы должны учитывать ее конкретные особенности.
|
|
Для выбора предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмой разработан специальный алгоритм.
Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмой
Наиболее типичной ситуацией бизнеса в настоящее время является диверсифицированная компания (компания с несколькими или многими стратегическими зонами хозяйствования, СЗХ). В связи с тем, что каждая СЗХ может находиться в уникальных условиях изменчивости внешней среды (т.е. бизнес в СЗХ определяется разными индексами нестабильности), возникает проблема определения предпочтительной структуры управления такой диверсифицированной компанией. Для ее определения используется средневзвешенная величина индекса нестабильности для бизнеса фирмы. В качестве весов выступают произведения удельного веса СЗХ в общем объеме прибыли фирмы на показатель интенсивности конкуренции в СЗХ (например, в баллах от 0 до 10; 0 - соответствует отсутствию конкуренции, а 10 - ее максимальной жесткости). Для расчета средневзвешенного значения индекса нестабильности фирмы составляется вспомогательная таблица 14.3.
Таблица 14.3
Данные для расчета средневзвешенного индекса нестабильности
Диапазон индексов нестабильностей | СЗХ | Доля прибыли | Интенсивность конкуренции в баллах | Весовой коэффициент, |
1 - 2 2 - 3 3 - 4 4 - 5 |
Во второй столбец таблицы выписываются СЗХ, сгруппированные по диапазонам индексов нестабильности. В третий и четвертый столбцы выписываются доля прибыли и показатель интенсивности конкуренции для каждой СЗХ. В пятом столбце содержится произведение данных двух предыдущих столбцов. Расчет средневзвешенного значения индекса нестабильности производится по известной формуле:
,
где i - текущий номер СЗХ; n - общее число СЗХ; i - вес i СЗХ; Ii - показатель нестабильности в i СЗХ.
Средневзвешенный индекс нестабильности определяет и предпочтительную структуру управления (см. табл. 14.4.).
Таблица 14.4
Предпочтительные организационные структуры управления
Средневзвешенный уровень нестабильности | Предпочтительная организационная структура управления |
1 - 2 | Линейно-функциональная |
Дивизиональная | |
3,5 - 4 | Матричная |
4,5 - 5 | Множественная |