double arrow

Место и статус библиотековедения в системе наук

Под статусом БВ понимается его положение среди других научных дисциплин. БВ относится к классу общественных наук и ориентируется на человека, удовлетворение его информационных и духовных потребностей, развитие его личности, его самореализацию.

Междисциплинарность БВ не может существовать автономно, изолированно от других научных дисциплин и характеризуется огромным богатством межнаучных связей. Благодаря междисциплинарному синтезу происходит обмен знаниями между БВ и другими науками.

БВ и книговедение это науки взаимообогащающие друг друга. Эти науки объединяет связь с книгой и книжным делом (руководство чтением в библиотеках опирается на знание книги, ее содержания, целевого и читательского назначения).

БВ и библиографоведение (БВ широко использует теоретические положения и методы библиографоведения при комплектовании фондов, в руководстве чтением и пропаганды литературы, краеведческой работы библиотек); Библиографоведение, в свою очередь, использует методику изучения читателей и психолого-педагогических основ руководства чтением, выработанные БВ в целях совершенствования библиографической деятельности.

БВ и информатика. Объединенными усилиями эти науки решают ряд важных проблем: автоматизация библиотечных и информационных процессов, усиление и интенсификация информационной функции библиотек, перспективы взаимодействия библиотек и информационных служб.

БВ и педагогика. Принципы педагогики стимулируют деятельность библиотек в помощь всеобщему непрерывному образованию и самообразованию. Достижения педагогики применяются при разработке проблем управления БД, подготовки и повышения квалификации, методического руководства библиотеками и других участков и направлений библиотечной деятельности. В результате взаимодействия педагогики и БВ сформировалась самостоятельная научная дисциплина – библиотечная педагогика, изучающая педагогические основы работы с читателями.




БВ и социология. Широкое развитие получили социологические исследования роли книги и чтения в повышении культурного уровня населения. Социологический анализ вскрывает природу читательских потребностей и интересов, определяет место чтения в системе общественных явлений и его роль в формировании духовного мира человека. Научная разработка проблем БД: пути улучшения состава библиотечных фондов, совершенствование системы библиотечного обслуживания, управление БД, методическое руководство библиотеками и т.д. связана с широким использованием достижений и методов социологии. Социология использует данные БВ о чтении и его распространенности, о направленности читательских интересов, о динамике читательского спроса, о времени затрачиваемом на чтение и т.д.



БВ и психология Важным результатом взаимодействия БВ и психологии явилось создание научной дисциплины – библиотечная психология, которая выявляет психологические аспекты дифференцированного обслуживания читателей, массовой и индивидуальной работы с читателями, привлечения новых читателей, пропаганды литературы, информационного обслуживания. Взаимосвязи БВ и психологии помогают решить и другие проблемы БВ: специфику психологии библиотекаря, требования, предъявляемые к человеку библиотечной профессии, организации труда в библиотеке, психологические проблемы управления библиотекой и методического руководства и т.д.

БВ и экономические науки Взаимосвязи БВ с экономикой способствовали становлению экономики библиотечного дела, исследующей экономические аспекты всех направлений библиотечной. Особое значение в БД имеет разработка методики экономического анализа в целях наиболее полного и качественного обслуживания читателей, при минимальных затратах времени, труда, материальных и денежных средств.

БВ и культурология. В БВ используются выводы культурологии и она использует библиотеку как один из основных каналов передачи духовного культурного наследия

БВ в системе наук. Таким образом, библиотековедение характеризуется высоким статусом и широкой совокупностью развитых и связей с общественными, а также естественными и техническими науками. В 1986 – 1991 попытки найти обобщающую науку, в качестве которой называли книговедение. Но Соколов считал, что оно не может быть рассмотрено в, т.к. оно рассматривает его как часть комплексной науки о книге. Культурологию тоже критиковал, это философская научная дисциплина высокого уровня обобщения, которая не использует для построения своих концепций б-библиографические знания и не выполняет по отношению к БВ «трансляционных, методологических, и пр. функций, свойственных обобщающим учениям». Ванеев считает , что для БВ обобщающей является теория культуры.






Сейчас читают про: