Устойчивые социальные группы – это группы, сложившиеся в ходе исторического развитяи лбщества, занимающие определенное место в системе общественных отношений (социальные классы и слои, этнические, профессиональные и половозрастные группы).
Эти группы имеют большое значения для понимания психологиеских характеристик исторического процесса.
СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И СЛОИ
Для американсой культуры характерны термины «среднйи класс», «низший класс», для европейцев – «рабочий класс», «буржуазия» и т.д.
Сущность социально – психологического анализа: выявить связь между психологическими характеристиками группы и образцами поведения ее членов.
Направления исследования психологии классов:
— вывление психологических особенностей классов, существовавших в истории и существующих сейчас
— характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи
— анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса.
Эмоциональная динамическая сфера классовой психологии включает: классовые потребности, интересы и роли. Иногда используют понятие социальных чувств (например, классовая ненависть).
|
|
Психологический склад проявляется в социальном характере.
Э. Фромм связывал индивидуальную психику и социальную структуру общества через социальный характер. Фромм выделяет национальные характеры в связи с разными типами отчуждения человека в разные эпохи: человек раннего капитализма (накопительский тип), эпохи 20х гг XX века (рыночный тип) и т.д.
Социальный характер проявляется в типичном образе действий представителей разных классов.
Регуляторы социального поведения в больших группах: нравы, обычаи и традиции (все они характеризуют образ жизни человека).
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Формы этнической общности: нации (больше всего изучаются), народности, национальные группы и др.
Вундт, «психология народов». Народ – некая этническая общность. Чтобы исследовать этнические группы, нужно исследовать мифы, обычаи, языки.
Психология этнических групп включает:
— склад (национальный, этнический характер, темперамент, традиции и обычаи).
— ямоциональная сфера (национальные, этнические чувства).
Национальный характер – понятие, описывающее особенности психического склада этнической группы. Вопрос соотношения индивидуальных черт индивидов с с чертами национального характера, взаимодействия национального и социального характера.
Эмоциональная сфера включает этническую идентичность (осознание своей принадлежности к этнической групп) и этническое самосознание (эмоциональное переживание своей принадлежности).
|
|
Формируются этнические стереотипы. Принадлежность к группе определяется формированием «мы – чувства». Образ других групп упрощается, фиксируются установки (прошлый негативный опыт взаимодействия переносится на каждого встреченного представителя этой группы).
Этноцентризм – предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции.
Относительность психологических различий между группами: от поколения к поколению они меняются.
ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ
В американской социальной психологии доволньо много исследований «психологии мужчин» и «психологии женщин».
Понятие гендер используется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических, связанных с особенностями анатомии. Гендер – социальный пол.
Гендер изучается на трех уровнях:
— индивидуальный (субъективное отнесение себя к группе мужчин/женщин)
— структурный (положение мужчин/женщин в структуре общественных институтов: начальники - подчиненные)
— символический (образы «настоящего мужчины»/«настоящей женщины»).
Гендерная социология:дифференциация мужских/женских ролей, полового разделения труда, социально – психологические стереотипы «мужественности» и «женственности» и их влияние на поведение и общественную жизнь.
Гендерная психология: гендерные различия в когнитивной сфере, в эмоциональнйо сфере.
Социально спихологические исследования: гендерная идентификация, гендерные стереотипы, гендерные роли.
Гендерная индентичность: феминность, маскулинность, андрогинность. тест Сары Бэн на гендерную идентичность.
Теория справедливости Э. Уолстера. Критерии выбора партнера мужчиной или женщиной различны, к тому же они исторически меняются. Изначально мужчины выбирали партнершу на основе внешней привлекательности, здоровья («глазеющая культура», бессовестное рассматривание), позже из – за феменистских настроений стал популярным выбор равного («женщина со статусом»).
Проблема пересечения гендерных и социальных ролей.
Гендерные стереотипы (например, мужчина: сильный, стойкий, логичный, рациональный, активный и т.д. женщина: слабая. эмоциональная, усупчивая, пассивная и т.д.).
При изучении возрастных групп анализируется процесс социализации. Появился инетерс к изучению зрелых возрастов.
Проблемы поколений, субкультур, способы адаптации к социальным изменениям, вырабокта жизненных стратегий.
Понятие возрастного статуса и соответствующих ему возрастных ролей и возрастных норма.
Сейчас особенно тщательно изучается группа пожилых людей и молодежь. Понятие конфликта поколений.